В среду, 23 ноября, хирурги Областной клинической больницы №3 провели операцию по продольной резекции желудка пациенту, для которого ожирение стало уже не косметической проблемой, а болезнью. Врачи отмечают, такие вмешательства показаны 7% населения страны и Южного Урала в том числе, однако до сих пор в регионе выделяются лишь единичные квоты на подобные вмешательства.
Два года назад операция по уменьшению желудка буквально спасла жизнь молодому челябинцу Алексею Сажаеву. На тот момент мужчине было всего 34 года, но вес превышал 210 килограммов. Из-за ожирения он рисковал умереть практически в любой момент.
«Я всегда весил около 100 килограммов при росте 189 сантиметров, занимался спортом, но после института стал набирать массу. Неправильный образ жизни, волнения на работе, стрессы – за несколько лет добрался до 170 килограммов, – рассказывает Алексей. – А потом в семье произошло несчастье, умер отец, и я набрал еще килограммов 50–60. Мы даже не могли установить точную массу, потому что весы больше 200 килограммов не показывали».
Жил бы Алексей со своим весом дальше, но в один прекрасный момент его жизнь оказалась на волоске. «Дошло до того, что я стал спать по два часа в день, давление держалось около 200. Я поднимался один лестничный марш и у лифта уже задыхался. Храп был ужасный, бесконечные апноэ. Последней точкой стало, когда в один из дней жена не могла меня добудиться: лицо стало синеть, и она подумала, что я реально умираю», – вспоминает пациент.
После этого случая Алексей понял, что жить с таким весом больше нельзя и пошел к врачам. Благо, идти оказалось недалеко – в тот момент он работал инженером в ОКБ №3. Однако медикаментозным лечением и диетами врачи уже помочь пациенту не могли, поэтому предложили операцию.
В России 145 млн населения, 40% имеют избыточную массу тела, из них 7% имеют патологическое морбидное ожирение, требующее хирургической помощи.
«В нашей стране 40% населения имеют избыточный вес, однако далеко не всем им показано хирургическое лечение, – расставляет точки над i профессор кафедры хирургии ИДПО ЮУГМУ Александр Пряхин. – Сам по себе вес – относительная величина, и если 100 килограммов для спортсмена ростом два метра будет нормой, то для пожилого человека ростом 160 сантиметров это будет патологическое морбидное ожирение. Поэтому чтобы оценить вес, необходимо вычислить индекс массы тела (ИМТ)».
Вычисляется ИМТ просто: вес в килограммах делится на рост в метрах, возведенный в квадрат. Если ИМТ от 18 до 25 – это норма и у человека все хорошо. Если индекс от 25 до 35 – можно говорить о лишнем весе, но это еще значимо не угрожает здоровью пациента и в этом случае лишний вес еще можно корректировать с помощью диет и занятий спортом.
«Но если ИМТ перевалил через 35, то пациент оказывается в очень непростой ситуации, – отмечает доктор. – Во-первых, существенно повышается риск сопутствующих заболеваний, таких как сахарный диабет, онкология, гипертония, заболевания лимфо-венозной системы, опорно-двигательного аппарата, нарушений репродуктивного здоровья у женщин и других. Из-за этих заболеваний снижается генетически запрограммированная продолжительность жизни. При индексе 40 у женщин продолжительность жизни снижается на девять лет, у мужчин – на 12».
Показатель ИМТ 35 является границей для врачей во всем мире: при показателе меньше этой цифры пациентами занимаются диетологи и терапевты, если ИМТ больше 35 – хирурги. Для помощи таким пациентам разработано целое направление бариатрической хирургии – это несколько десятков операций различных модификаций, которые подбираются индивидуально для каждого пациента.
«Это могут быть рестриктивные операции, направленные на уменьшение объема желудка, – приводит пример Александр Пряхин. – Уменьшить желудок можно разными способами: надеть на желудок снаружи бандаж или внутрь желудка установить специальный баллон, можно усечь желудок, выполнить различные варианты резекции. Также проводятся шунтирующие операции – когда из процесса пищеварения выключается часть желудочно-кишечного тракта. Типов «отключений» много, но суть одна – уменьшается всасывание продуктов в кишечнике. Самые эффективные – комбинированные операции, когда сочетаются оба типа операций, но ими хирурги стараются не злоупотреблять, потому что это необратимая операция, после которой нарушается всасывание не только вредных, но и полезных продуктов – витаминов, белка, железа, и такие пациенты в последующем требуют пожизненной заместительной терапии».
По данным последних исследований, при ИМТ 35 вероятность снизить вес с помощью диет составляет 1:700, а при индексе 40 – 1:6000.
Эффективность подобных операций сегодня составляет 90%, оставшиеся 10% – это те пациенты, которые нарушают дисциплину и сами вредят своему здоровью, не желая менять образ питания. Алексей Сажаев смог оценить эффект уже через месяц – за это время ушли первые 25 килограммов.
«Диета была строжайшая, питание по часам – в основном это был бульон куриный и отвар из кураги. Постоянно сдавал анализы, посещал врачей, но за год потерял больше 100 килограммов. Сейчас вешу 97, – делится успехами пациент. – Жизнь изменилась кардинально, я помолодел, чувствую себя как 18-летний. Бегаю, играю в волейбол, хожу в спортзал, давление стабильное, на всех фронтах все хорошо. Что касается питания – просто стараюсь не переедать, но сейчас и не хочется. В голове все устоялось, и обратно я точно не вернусь».
Пациент, которого хирурги прооперировали сегодня, имеет не столь высокий ИМТ – 37. Но у него абдоминальная форма ожирения, когда жир накапливается преимущественно в брюшной полости – это самая опасная форма ожирения. Кроме того, у него уже появился метаболлический синдром – повышено давление, развился инсулинозависимый тип сахарного диабета, серьезно повышен уровень холестерина. Врачи уверены, после операции пациенту удастся скомпенсировать развившиеся заболевания, снизить показатели сахара и существенно улучшить качество жизни.
Фото: Видео и монтаж Андрея Винникова