Следственный комитет начал проверки по нападениям на врачей скорой помощи на ЧМЗ. Об этом сегодня сообщил старший помощник регионального управления СК Владимир Шишков. В одном случае двум женщинам-медикам пришлось эвакуировать и ребенка, и его родственниц и спасаться самим от нетрезвого «родителя». В другом – бывший муж пациентки бросился с ножом на врача-кардиолога, и только молниеносная реакция фельдшера спасла коллегу от неминуемой беды.
Оба случая произошли в Металлургическом районе. В понедельник на пульт поступил экстренный вызов к женщине, которой стало плохо с сердцем. Была большая вероятность того, что у нее предынфарктное состояние. Бригада скорой в составе врача-кардиолога Вячеслава Гавриша и фельдшера Филиппа Питиркина прибыла на место в считаные минуты.
– Нас встретила сама больная, проводила в комнату и сказала, что впервые в жизни у нее появились давящие боли за грудиной с иррадиацией в левую руку с чувством нехватки воздуха, одышка, – вспоминает события того дня врач-кардиолог бригады скорой помощи Вячеслав Гавриш. – Мы прошли в комнату, посадили ее. Я померил давление, послушал. Потом уложил и попросил Филиппа сделать кардиограмму.
Вячеслав Гавриш и Филипп Питиркин работают вместе в одной бригаде уже шесть лет
Комнаты в доме смежные, и пока медики занимались больной, из второй появился мужчина. Как объяснила женщина, муж, но бывший. Он был явно нетрезв, с сигаретой в руке. Вальяжно подошел и грубо потребовал объяснений, мол, что вы тут делаете. Посыпалась нецензурная брань. Вячеслав Михайлович сохранял спокойствие, спросил мужчину, как его зовут. Тот опешил, но ответил: «Алексей».
– Тогда Филипп попросил: «Алексей, пожалуйста, уйдите на кухню, посидите там, мы оказываем медицинскую помощь вашей жене, – рассказывает Вячеслав Михайлович. – Я даже вынужден был сделать укол внутривенно, настолько сильные были боли у женщины. Я сидел спиной к двери, а он (Алексей) в это время и говорит: «Я вас застрелю сейчас». А я без задней мысли сижу и заполняю карту вызова, спрашиваю у женщины, правда ли в доме есть пистолет. Она отвечает, что оружия в доме нет. Смотрю, а Филипп взгляд переводит с меня на него, с меня на него.
А дальше события развивались молниеносно.
– Я увидел нож и успел вовремя среагировать. Удар был, но он не достиг цели, – добавляет Филипп. – Я обезоружил человека, и мы повалили его на пол и вызвали полицию.
В практике доктора этот случай не первый: в прошлом году на него нападали с пистолетом. Теперь вот второй – за шесть лет работы.
– Есть небольшие козыри в рукаве, – улыбается молодой герой, отвечая на вопрос, как ему удалось обезоружить смутьяна. – Есть небольшие секретные техники, сам я тренер джиу-джитсу, занимаюсь этим видом спорта уже 16 лет, владею техникой самообороны, имею черный пояс. Начал заниматься ещё в школьные годы, теперь помогает.
Полиция приехала молниеносно, отмечают медики, скрутили нарушителя и забрали в отделение. В результате скорой удалось вовремя оказать помощь женщине. Её отвезли в третью областную больницу с признаками острого коронарного синдрома (ОКС).
– Я уже 40 лет на скорой, и всякие случаи бывали: за день до этого был на вызове, тоже в Металлургическом районе, когда женщина убила ножом своего мужа. Бывало даже оказывал медицинскую помощь преступникам, и они к нам, докторам, относились с уважением, – сетует Вячеслав Михайлович. – А тут такой случай, из ряда вон выходящий. Мне надо помощь оказывать, а тут с ножом кидаются. Главное – я-то его не видел, сидел к нему спиной. Мне не страшно снова выезжать на вызовы, я всё-таки мужик. И Филипп всегда со мной – есть защита, вместе в паре уже лет шесть.
Главный врач скорой Александр Васильев уверен, что бригады врачей вооружать не нужно
Потом медики тоже съездили в отделение, написали заявление о нападении и дали показания. К сожалению, по словам главного врача скорой помощи Челябинска Александра Васильева, такие дела не всегда доходят до суда. А если и доходят, то наказание по ним суд принимает, мягко говоря, смехотворное. В частности, в ноябре прошлого года Ленинский райсуд Челябинска приговорил к 200 часам обязательных работ 28-летнего Александра Туманова, избившего санитара бригады СМП. А в июне за травму при исполнении врач отсудил лишь пять тысяч рублей за моральный вред, а обидчика суд приговорил к исправительным работам на четыре месяца с отбыванием наказания по основному месту работы и удержанием 5% заработка в доход государства. Врачи скорой оказывали мужчине, находящемуся без сознания, медицинскую помощь. Придя в себя, больной ударил врача кулаком по голове, затем ногой по спине.
– В 2016 году всего было зафиксировано 56 угроз и нападений в адрес сотрудников скорой, из них 21 – это только нападения, – приводит данные главный врач скорой помощи Александр Васильев. – С начала 2017-го таких случаев уже было девять и два соответственно – нападения, о которых мы и говорим. Мы стараемся защитить своих сотрудников всеми доступными для нас способами.
Все машины скорой помощи города оснащены рациями и планшетами, по которым можно передать информацию, но обычно, по словам медиков, достаточно и сотовой связи. Полицейские на вызов бригад прибывают очень быстро – это результат совещаний по межведомственному взаимодействию, считает руководитель скорой. Были случаи и проникновения на подстанции, поэтому на каждой установили тревожные кнопки и ввели круглосуточное видеонаблюдение, ограничили доступ на саму подстанцию. Самих врачей руководство скорой старается защитить еще на этапе звонка. Когда поступает вызов, например, повод криминальный – ножевое или огнестрельное ранение, массовая драка, то старший врач города ставит немедленно в известность органы правопорядка, и на вызов направляется и бригада медиков, и наряд полиции. Когда вызов поступил на травму ребенка, то ничего не предвещало беды и опасности для врачей, поэтому туда и поехали две девушки.
– Я считаю, что вооружать бригаду скорой помощи – наших девчонок, электрошокерами, пистолетами нельзя, потому что врачи учились лечить, а не стрелять в людей, – уверен Александр Александрович. – Защита должна быть обеспечена со стороны государства при выполнении медиками их служебных обязанностей. Мы и хотим, чтобы нападение на работников скорой было приравнено к нападению на работников правоохранительных органов. Там очень жесткое наказание вплоть до лишения свободы.
Но проект закона об ужесточении наказания за нападение на работников скорой находится на рассмотрении в Госдуме с 2015 года. Медики надеются, что он все-таки будет принят и поубавит прыти у потенциальных дебоширов.
Фото: Фото Ирины Созыкиной