
Южноуральцы, которым требуется замена тазобедренного сустава, звонят в минздрав региона и задают один и тот же вопрос: есть ли для них протезы в достаточном количестве, и будет ли проведена им операция в назначенное время, или она сдвинется. Такой ажиотаж вызвали публикации в СМИ о том, что две крупные больницы Челябинска, которые специализируются на эндопротезировании, девятая городская и третья областная, закупили не сами протезы, а только расходные материалы для них. Что же произошло на самом деле, стоить ли волноваться пациентам, ожидающим своей очереди на операцию или нет, разбирался 74. ru.
В минздраве региона успокаивают: все операции по эндопротезированию тазобедренного сустава в челябинских больницах, имеющих лицензию на этот вид медицинской деятельности, проходят в плановом порядке. Кроме того, никаких проблем с поставками самих протезов в области тоже нет.
– Операции выполняются ежедневно, претензий к производителям и поставщикам по качеству закупленных по контрактам протезов у нас не зафиксировано, – подчеркивает главный травматолог минздрава Челябинской области Леонид Полляк. – Действительно, на разные виды патологий, в результате которых пациентам требуется замена тазобедренного сустава, есть некая очередность. Она разная, это связано со многими вещами: элементарно выполнить одномоментно все операции невозможно, в том числе есть особенности финансирования той или иной патологии. Но с поставками самих протезов это никак не связано.

Причиной волнения среди пациентов стало сообщение о том, что две крупные больницы Челябинска – третья областная (ОКБ №3) и девятая городская (ГКБ № 9) – закупили якобы не сами протезы для тазобедренного сустава, а лишь расходные материалы для них. И теперь из этих запчастей собрать нужный протез попросту невозможно. При этом источником информации называлось региональное управление антимонопольной службы (УФАС). На официальном сайте управления, действительно, было размещено решение комиссии, которая обнаружила в действиях заказчиков нарушение закона о контрактной системе, что предусматривает возбуждение административного дела в отношении должностных лиц. Однако это нарушение носит формальный характер и никаким образом не влияет на качество, количество и сроки поставки эндопротезов в больницы.

– В медицине единого термина, определения или унифицированного понятия, что такое расходные материалы, нет, поэтому как весь комплект эндопротеза может считаться расходным материалом, так и только какие-то его отдельные части, – говорит начальник отдела размещения заказов Центра организации закупок в сфере здравоохранения Челябинской области Татьяна Пичугова. – Мы доказали на комиссии в УФАС, что такой трактовкой ничем не ограничили конкуренцию и не нарушили требования 135-го закона. Сайт закупок, которым в общем доступе пользуются все участники, на запрос «тазобедренный сустав» позволяет увидеть абсолютно все закупки: и по комплектам, и по расходным материалам. Участнику достаточно просто сориентироваться, и ограничений в конкуренции нет

Другое дело, что, размещая заявку, специалисты центра предполагали, что поставщиками будут не случайные люди, а вполне себе компетентные, которые знают, что они продают и зачем. Поэтому в заявке, прописав отдельно каждую часть эндопротеза – чашку, вкладыш, головку и ножку, – заказчик упустил слово «соответствующий» в описании вкладыша.
– В аукционной документации отсутствовало указание на необходимость совместимости друг с другом данных компонентов эндопротеза, – говорится на официальном сайте регионального УФАС. – При этом на заседании комиссии один из заказчиков подтвердил, что, например, при установке эндопротеза требуется как минимум совместимость вкладыша в чашку и головки, которые должны быть выполнены одним производителем.


Главный травматолог регионального минздрава Леонид Полляк подтверждает, что совместимость вкладыша и головки обязательна, но она и так существует – по умолчанию. По словам специалиста, из четырех частей протеза для тазобедренного сустава чашка и вкладыш не признают возможности унификации, другими словами, подходят только друг другу и ни к чему больше. Производителю просто невыгодно делать универсальную чашку и вкладыш, только свою собственную. Теоретически использовать другие детали разных комплектов и производителей, например, головку и ножку, можно, но на практике этого никто не делает по двум веским причинам.
– Во-вторых, это опасно с юридической стороны – если использовались детали от разных комплектов, то доказать наличие брака будет невозможно, соответственно, все расходы по устранению этого брака понесет больница, что ей, конечно же, невыгодно, – поясняет Леонид Наумович. – А, во-первых, в этом просто нет необходимости, потому что каждый производитель выпускает полную линейку всех необходимых частей для своего протеза.

К тому же сам производитель строго следит за качеством своего товара. В отличие от большинства конструкций, которые используются в травматологии, протезы для тазобедренного сустава (как импортного, так и отечественного производства) комплектуются специальными стикерами, на которых указано, что это такое, размер самой детали, ее серия и номер. После установки протеза стикеры вклеиваются в медицинскую карту больного. Это нужно на тот случай, если вдруг возникнет проблема замены или ремонта какой-то детали сустава. Тогда в карте уже будет понятно, кому предъявлять требования. В практике челябинских хирургов-травматологов таких случаев не было, но на Западе их очень много. И тогда производители несут миллиардные убытки за брак.
Так в чем же причина такого сыр-бора? По информации УФАС, начальная цена контракта составила 15 млн рублей. Заказчику требовалась поставка 97 компонентов по каждой из 8 позиций. В закупке приняли участие пять компаний, две из которых были правомерно отклонены. Затем в антимонопольную службу обратился один из участников данных торгов, который и сообщил о замеченных им нарушениях. С точки зрения буквы закона, он имел на это право. Вопрос только в том, насколько этично с его стороны было вводить в заблуждение и создавать панику у обычных пациентов.
Фото: Фото Олега Каргаполова и Игната Сарапулова