17 мая 29-летний магнитогорец Антон Власов стал первым на Южном Урале обладателем киби-протеза кисти. Специалисты российской компании не только дали возможность парню продолжить занятия любимым страйкболом, но и провели обучение челябинских коллег. В будущем это позволит устанавливать протезы и обслуживать их по гарантии в Челябинской области.
Антон появился на свет без правой кисти. Однако это не мешало ему расти, учиться, кататься на велосипеде и даже играть в страйкбол. Именно это увлечение и подтолкнуло молодого человека искать себе искусственного помощника.
– Я смотрел разные протезы, в основном представлены зарубежные, – рассказывает парень. – И случайно нашёл наши российские, вышел на компанию «Моторика». У меня инвалидность с рождения. Нужен протез в основном для страйкбола, чтобы держать привод, и на велосипеде кататься. У меня есть старый протез, но он чисто косметический. А этот активный – первый.
Антон рассчитывает, что с киби-протезом ему будет гораздо удобнее, чем с косметическим. Тем более что производитель учёл его пожелания даже в дизайне – подобрал характерный цвет хаки в тон снаряжению для игры. Выполнен протез на 3D-принтере. Его распечатали послойно из порошкового полимера. Получилась трабекулярная структура, достаточно лёгкая и прочная одновременно.
Взрослый протез весит всего 200-300 граммов, а детский – 90-150 граммов. При этом производители признаются, что проводили «полевые испытания» – сбрасывали опытный образец с седьмого этажа, и ничего ему не сделалось. Правда, дети всё-таки умудряются сломать какие-то детали, например, подраться или слишком лихо поиграть в футбол. Но тогда, даже если случай не гарантийный, производитель допечатывает деталь и заменяет её. Антон рассчитывает, что протез прослужит ему дольше, чем гарантийный год.
– Данный протез является активным, или чисто механическим, протезом кисти, – говорит руководитель направления тягового протезирования компании «Моторика» Данил Емелин. – Для кисти мы изготавливаем протез по тем фотографиям, для предплечья – по четырём. Протезы жёстко крепятся на предплечье и работают за счёт сгибания лучезапястного сустава при условии его сохранения: пациент работает кистью, и протез работает. Протез предплечья работает за счёт сгибания локтевого сустава.
По словам руководителя, тот же механизм работы, что и в природе, позволит Антону с помощью протеза выполнять самые обычные бытовые вещи – взять стакан, попить воды, что-то перенести. К протезу прилагаются функциональные насадки самого разного назначения – в данном случае это тактический фонарь, который пригодится в тех же катакомбах или укрытиях, где ребята играют. Для детей этих насадок гораздо больше. Самый популярный – для скакалки, кухонных приборов, конструкторов. К слову, следующим подопечным российских производителей будет как раз ребёнок, для которого сейчас изготавливают свой индивидуальный протез.
Завершающий этап – уже здесь на месте из турбокаста изготавливается специальная гильза, чтобы протез сидел на руке плотно и не «гулял». Вот для того, чтобы специалисты здесь, в Челябинске, могли бы взять эту часть работы на себя, сегодня происходила не только установка протеза, но и обучение.
По словам инженера-технолога челябинского филиала Московского протезно-ортопедического предприятия Ирины Масловой, на сегодня используется другой вид протеза немецкого производства.
– Он состоит из приемной гильзы, бандажа, к которому крепится тяговый протез, и за счёт движения плеча он открывает кисть и загибает, – отмечает Ирина Геннадьевна. – Преимущество в том, что протез сам не раскроется, следовательно, человек ничего не уронит и не потеряет. Сверху надевается оболочка – косметически она незаметна, однако протез этот стоит дороже российского.
Теперь выбор будет за самим человеком, какой выбрать протез. Российская компания рассчитывает на сотрудничество не только с челябинскими коллегами, но и с представителями медико-социальной экспертизы и фонда социального страхования. Законодательство позволяет установить такой протез самостоятельно, а затем получить компенсацию за счёт средств, выделяемых государством на реабилитацию людей с ограниченными возможностями.
Фото: Фото и видео Андрея Винникова, монтаж Марии Романовой