С 1 июня по 31 ноября этого года на Южном Урале идёт реализация необычного проекта «Открытая поликлиника», в котором принимают участие пока восемь больниц Челябинска. Он основан на технологии «бережливого производства» в медицинских организациях России. Первые результаты горожане начнут ощущать на себе уже осенью с началом нового учебного года. Корреспондент 74.ru выяснил, что нас ждёт, на примере двух детских и одной взрослой поликлиник.
Всего в проекте «Открытая поликлиника» принято семь подпрограмм. Они касаются оптимизации работы регистратуры и движения потока пациентов от входа до выхода; организации работы отделения (кабинета) неотложной медпомощи, участкового врача (как терапевта, так и педиатра), прохождения профилактических осмотров и диспансеризации в отделении профилактики. Два подпроекта предполагают сокращение времени на получение льготных лекарственных препаратов и совершенствование работы лаборатории.
Организаторы уверены, оказание медицинской помощи населению – такой же производственный процесс, как сборка автомобиля на конвейере. Значит в нём действуют те же законы, что и на заводе или в любой другой компании – производителе какого-то конечного продукта. Поэтому участники проекта прежде всего проанализировали свою работу, определили слабые места и наметили точки роста. Чаще всего пациентов не устраивает не само качество медицинской помощи, а условия её предоставления: некомфортные помещения, длительное ожидание, неприветливые регистраторы, подчёркивают в минздраве региона. Чтобы исправить эту ситуацию и сделать все этапы процесса эргономичными, эффективными и комфортными, и задуман проект.
– Отделение профилактики в поликлинике уже существует, оно готовое и хорошее в принципе, но требует доработки и оптимизации, – говорит заведующая поликлиникой четвертой областной больницы (ОКБ №4) Ольга Гузь. – Исторически так сложилось, что пока оно разбросано по этажам: УЗИ, «кровь» – на третьем этаже, ФОГ, маммография – на первом в другом крыле здания, смотровой кабинет – на пятом этаже, и так далее. Мы провели анализ и подсчитали, что пациенту для того, чтобы пройти диспансеризацию или профосмотр, надо потрать от двух до трёх с половиной часов.
Согласитесь, что для работающего человека это можно приравнять к совершению подвига. Да и найти такого же заинтересованного в здоровье работника, другими словами – социально ответственного, работодателя – тоже не просто. Тогда меняется сама поликлиника.
– Теперь мы хотим завести всё в одно отделение территориально, насколько это будет возможно, чтобы и у пациента, и у врачей перемещения по поликлинике стали минимальными, – подчёркивает Ольга Андреевна. – Чтобы было удобно и пациентам проходить диспансеризацию, и врачам – выполнять. Второе – сделать пространство отделения визуально понятным для пациентов. Для этого уже сейчас на улице на здании висят большие стенды, чтобы человек, который даже ни разу не слышал о диспансеризации, обратил на неё внимание. К ним добавится и навигация на полу и стенах, большие баннеры и растяжки снаружи и указатели отдельного входа, когда он появится.
Это называется «минимизация необоснованных перемещений за счёт планировочного решения» – на своём месте останутся только «тяжеловесные» флюорография и маммография. Остальные площади будет перераспределены более рационально. Кроме того, добавятся часы и дни работы отделения – в вечерние, с 18:00 до 20:00, и по субботам. Для этого уже к сентябрю наберут дополнительный медперсонал,который будет заниматься только профосмотрами и диспансеризацией: процедурный, УЗИ, смотровой, ЭКГ. Это позволит развести общеполиклинический и профилактический потоки пациентов.
В четвёртой областной больнице подчеркивают, диспансеризация – один из самых важных моментов сохранения здоровья населения. Именно поэтому ему уделяют столько внимания.
– Лучше, что называется, не бороться с заболеванием, а предупредить его появление, – уверена врач. – Все факторы риска социально значимых заболеваний можно выявить и скорректировать, чтобы предупредить развитие самого заболевания. А 60% нашего здоровья – это образ жизни. Как избавиться от курения, алкоголизма, ожирения, гипертонии – мы научим пациента, как жить полноценно, долго и счастливо, чтобы никакая медицинская помощь ему вообще не понадобилась.
Доктора хотят создать в поликлинике ОКБ №4 все условия, чтобы сохранять свой организм в работоспособном состоянии челябинцам было удобно. А в детской девятой поликлинике взялись за оптимизацию работы участковых педиатров.
– Оно оказалось нашим «слабым звеном» по результатам анкетирования родителей – им не нравились очереди (от трёх человек) и ожидание, – объясняет заведующая девятой детской поликлиникой (ДГП №9) Елена Беляевская. – Всё остальное мы подтянули ещё до проекта: привели в порядок регистратуру, сделали ремонт в помещении, открыли специализированные окна, завели электронное табло, организовали «умные стенды» с полезной информацией для пациентов.
По словам руководителя, работа участкового педиатра – нелёгкая. Даже на неплохую сегодняшнюю зарплату мало кто соглашается прийти работать, и кадров на все участки не хватает. Нагрузка большая и физически, и морально. Приходится много ходить и на вызовы в любую погоду, и по поликлинике, общаться и с детьми, и с их родителями, и с бабушками, дедушками, тётями, дядями.
– Единого норматива по приёму пациентов на дому нет, по нашей поликлинике внутренним приказом мы определили норму в 10 пациентов, – добавляет Елена Сергеевна. – А на деле оказывается, что зимой один педиатр обслуживает на дому и 18 человек, 15 – в осенне-весенний период, и только летом может быть восемь вызовов в день в среднем.
Ещё одна проблема – так называемые вклинивающиеся пациенты, которые пришли без записи «только спросить», «только справку подписать» и так далее, а застревают в кабинете участкового педиатра надолго. Таких набирается за смену до 25% сверх тех, кто уже с талонами. Создаётся ненужная нервозность у кабинета, недопонимание. Чтобы справиться с ситуацией, в девятой поликлинике решили пойти сразу несколькими путями.
– У нас есть кабинет «Здоровое детство» – доврачебной помощи для пациентов без записи, куда администратор направляет, если нужно выписать справку в садик, заполнить санаторно-курортную карту, выписать направления на анализы или госпитализацию, маме – больничный, если ребёнок остро заболел и так далее, – перечисляет руководитель. – Он и продолжит работу в этом направлении. Кроме того, с 1 сентября мы хотим вместо трёх часов увеличить приём педиатра до четырёх. Тогда у него будет возможность всё-таки иметь 12 минут на одного пациента. Чтобы меньше времени уходило на ведение документации, мы хотим обновить и поставить компьютеры на рабочее место медсестры, чтобы врач мог осматривать пациента и надиктовывать ей всю информацию по жалобам и объективному осмотру пациента.
Соответственно обучить персонал работе с ПК. Это тоже задача непростая, потому что в основном это люди пенсионного и предпенсионного возраста, но опыт её решения уже есть. Тогда медсестра станет помощником врача в полной мере – снимет с него нагрузку по заполнению.
Кроме того, в детской поликлинике появится новое отделение неотложной помощи – с отдельной бригадой на выезды и кабинетом для приема в поликлинике. Лицензию на этот вид помощи в медучреждении уже получили, сейчас набирают персонал. Это тоже позволит немножко разгрузить участкового педиатра. Тогда у него появится больше времени на патронаж детей до года на дому и ведение так называемых диспансерных детей и детей-инвалидов. И работать участковые педиатры будут строго по записи.
– Сама идея проекта «Открытая поликлиника» абсолютно не навязана и не спущена сверху, – подчёркивает Елена Сергеевна. – Во многом мы пришли к этим идеям сами и сами начали их реализовывать. Этот проект позволит эти изменения углубить и расширить, тем самым облегчить работу педиатра, чтобы он не выгорал так быстро, не уходил из профессии, чтобы было кому лечить маленьких пациентов. Чтобы меньше было жалоб на очереди у кабинетов. Эта идея не надуманная, а выстраданная – да ещё как!
То, что проект имеет отличные шансы на успех, показал опыт другой детской поликлиники – восьмой, что расположена на северо-западе Челябинска. В ней к идее создания «бережливого производства» пришли самостоятельно ещё два года назад. И, по словам главного врача Антона Рыжего, не всё протекало так гладко и легко, как кажется очевидным на первый взгляд. Зато сейчас и пациенты, и врачи довольны результатами, но почивать на лаврах не собираются. Однако обо всех ноу-хау мы расскажем подробнее в наших следующих материалах.
Фото: Олег Каргаполов