В Челябинске появился ресурсный центр для детей с аутизмом. Новый центр «Росток», расположенный на базе школы-интерната №4, будет координировать работу с особыми детьми по всему городу и работать в тандеме с открывшимся в прошлом году кабинетом для коррекции таких расстройств при областной психоневрологической больнице №1.
Число детей с аутизмом на Южном Урале растет серьезными темпами — год назад на учете у психиатров числились 711 маленьких пациентов, а сейчас их уже около 850. Еще не так давно родители с такими детьми фактически оставались один на один со своей проблемой.
— Когда рос мой сын и я видела, что развивается он не так, как другие дети, в нашем городе еще не было ни педагогического, ни медицинского сопровождения детей с аутизмом, я была вынуждена всё это проходить сама, — вспоминает педагог школы-интерната №4 Галина Полякова. — До 4,5 лет он считался хорошим мальчиком, только немножко балованным и не говорящим. Нас успокаивали: еще чуть-чуть и он заговорит. Но это чуть-чуть не наступало. В отличие от многих детей с аутизмом, он рос контактным ребенком, но быстро уставал от общения. Больше всего пугали состояния, когда он уставал от шума. В такие моменты он начинал плакать, ложился на пол и закрывал уши руками. Сначала мы думали, что у него болят ушки, но когда у нас появился диагноз, мне объяснили, что у таких детей множество голосов сливается в единый гул и это состояние для них очень тяжелое.
Диагноз ребенку поставили в Москве, дали первые рекомендации, начались занятия с дефектологом, логопедом. А потом семья обратилась в четвертый интернат.
— С аутистами тогда никто не работал, но здесь были классы социально-бытовой адаптации. В нашем классе тогда оказалось сразу три ребенка с аутизмом, — говорит Галина. — Это был первый опыт, педагогу было очень сложно объединить их, но это были первые шаги в работе с такими детьми. Вместо тетрадей они писали на песке, на манке — так было меньше негативных эмоций, ведь песок легко разровнять и сделать всё заново. Родители активно участвовали в процессе, и постепенно общие усилия начали приносить результат.
Сыну Галины сегодня 21 год, он работает, он социально адаптирован, может общаться, и родители уже практически не боятся за его будущее. За эти годы из стен интерната выпустились несколько десятков таких же детей, а педагоги накопили определенный опыт. Сегодня они готовы помогать таким детям, причем уже не только своими силами, а совместно с психологами и врачами, а также делиться наработками с другими специалистами. Поэтому и было принято решение о создании ресурсного центра.
— Проблема обучения и воспитания детей с аутизмом — это проблема междисциплинарная, педагогам не обойтись в этом вопросе без помощи врачей, психологов и других специалистов, — отмечает директор школы-интерната №4 Светлана Потапчук. — В нашем учреждении уже есть опыт работы с детьми с расстройствами аутистического спектра, сейчас в интернате обучается 26 детей с такими нарушениями. А с открытием ресурсного центра намного улучшилась еще и кадровая ситуация: у нас появились два учителя дефектолога, которые обучены в федеральном ресурсном центре, педагог-психолог, тьютор — это те специалисты, которые нужны непосредственно для работы с такими детками.
Как отмечает руководитель интерната, открытие ресурсного класса — это одна из технологий, которые готовят ребенка к совместному обучению с другими детьми в обычном или коррекционном классе.
— Это подбор методик, технологий, которые позволят сформировать у ребенка учебные, коммуникативные навыки, будут помощниками в плане социализации, чтобы ребенок с ресурсами шел в общество. Сегодня уже есть определенные наработки по работе с такими детьми, но еще нет систематизации этих знаний не только в Челябинске, но и в России. Ресурсный центр как раз этим и будет заниматься.
Сопровождать особых детей будут и врачи: при интернате имеется штатный психиатр, врач-невролог, при сопутствующих нарушениях опорно-двигательного аппарата, или, к примеру, нарушениях зрения, что случается нередко. Дети смогут проходить несколько курсов реабилитации в течение года, в том числе массаж, ЛФК, физиолечение.
В интернате уже набрали ресурсный класс из восьми детей и три адаптационные группы. Класс будет обучаться в режиме постоянного сопровождения, с этими детьми специалисты будут заниматься ежедневно, пока они не будут готовы пойти в обычный класс. В адаптационных группах занятия будут в режиме кратковременного пребывания, в это время дети будут заниматься с логопедом, дефектологом, психологом.
Одной из первых в ресурсный класс при интернате зачислили семилетнюю Ангелину Юдину.
— Дочь родилась с врожденным двусторонним косолапием, мы очень долго лечились, в первый год она перенесла операцию на ножках. А когда все наладилось, стали замечать, что дочь начала отставать в развитии, — вспоминает мама девочки Марина. — В три года нам поставили диагноз «умственная отсталость с аутистическим поведением». Сама по себе Ангелина очень активная и общительная, эмоциональная, но часто она выпадает из разговора — уходит в себя, а через несколько мгновений возвращается.
Женщина уверена — в ресурсном центре специалисты помогут девочке социализироваться.
— Сегодня в образовательных организациях Челябинска обучается более 300 детей с расстройствами аутистического спектра, — добавила председатель Комитета по делам образования Светлана Портье.— И, разумеется, существует потребность в создании комфортных условий для ребят с особыми образовательными потребностями. На базе центра «Росток» мы объединим все имеющиеся для этого ресурсы.
Фото: Светлана Талипова