В Челябинске первый месяц отработало отделение медицинской реабилитации. Его открыли в детской областной больнице после реконструкции и ввода в строй одного из старых корпусов. В здание, которому недавно исполнилось 80 лет, буквально вдохнули новую жизнь и наполнили огромным смыслом. Одним из ключевых направлений работы в нём стала реабилитация детей, перенесших различные травмы и операции, коррекцию врождённых пороков.
Новое отделение совершенно не похоже на обычное больничное подразделение, здесь каждый уголок сделан не просто ради санитарным норм и правил, а в первую очередь для маленьких пациентов. Под потолком здесь порхают разноцветные бабочки, а со стен на детей глядят забавные жирафы, попугаи, улитки, феи.
— Власти помогли с ремонтом корпуса, а с оформлением — друзья, спонсоры, благотворители, которым мы очень благодарны, — говорит с улыбкой заведующая отделением Алла Галимзянова. — Представьте, ребёнок лежит в хирургии, где боль, бесконечные инвазивные процедуры: перевязки, уколы, капельницы. Когда он приходит сюда, он должен успокоиться и выйти из больницы не только физически, но и психологически оздоровленным.
В отделении практически нет больничных кабинетов в привычном понимании, разве что процедурная. Все остальные — комфортные помещения для занятий и палаты. За первой дверью, которую мы открываем, логопед-психолог занимается с двухлетним Арсением. Внимание малыша приковано к цветным карточкам, и он с удовольствием выбирает нужные.
— Логопед проводит индивидуальные занятия с ребёнком, они делают логопедический массаж, гимнастику и просто выполняют развивающие упражнения, — закрывая двери, объясняет Алла Шамильевна. — Логопед у нас ещё и психолог, работает как с ребёнком, так и с мамой. Очень важно поддержать обоих и настроить на лечение.
Ещё одна дверь, и новый пациент. Девочка-подросток занимается на аппарате «Орторент».
— Это аппарат для разработки верхних и нижних конечностей при травмах: переломах и растяжениях, — уточняет инструктор ЛФК Светлана Эдельштейн. — Иногда мы можем использовать его для реабилитации деток с ДЦП и детей, которые перенесли инсульт.
В одной из палат встречаем врача-невролога, пришедшую осмотреть шестилетнего Семёна.
— Внук уже перенёс несколько операций, — поделилась бабушка мальчика Вера Васильевна. — У него с рождения аномалия развития правой ручки, она была как бы завернута внутрь и четыре пальчика вместо пяти. Ручку уже выправили, пальчики разделили, в октябре была последняя операция. И, когда всё подзажило, нам предложили приехать на реабилитацию в это отделение. Нам здесь очень понравилось, проходим лазеротерапию, массаж, ЛФК. Врачи говорят — успехи у нас хорошие.
В доказательство бабушкиных слов Семён демонстрирует нам свои прописи — красивым и ровным буквам в тетради малыша могут позавидовать первоклассники.
— Мы так рады, что ехать никуда далеко не надо, нас ведь раньше то в Курган, то в Кусу на реабилитацию направляли, — вздыхает женщина. — И с детьми здесь занимаются очень хорошо.
Доходим до гордости отделения — игровой комнаты. Малыши прибегают сюда каждый раз, как только у них появляется минутка между процедурами. В комнате – масса развивающих игр, но моё внимание привлекает ёмкость с гречкой.
— Что это? — интересуюсь у педагога Натальи Чебыкиной.
— Мы в этот контейнер высыпаем цветные бусины или ракушки и смешиваем их с гречкой. Задача ребёнка — отыскать сокровища, — объясняет педагог. — Это очень хорошо помогает развивать мелкую моторику, для развития сенсорного ощущения. Мы здесь также занимаемся арт-терапией, сказкотерапией — лепим или делаем оригами, а потом из них составляем сюжетные картинки. Обычно сначала ребятишек завлекаю, показываю, что можно сделать, а потом они уже сами включаются и начинают предлагать что-то своё.
— Игровая работает каждый день, без выходных, с 10 до 19 часов. В это время там всегда есть педагог. По субботам работают и ЛФК, и физиотерапия, так что никто в отделении не пролёживает два дня просто так, — говорит Алла Шамильевна. — От процедур всего один выходной, но в этот день педагоги занимаются арт-терапией, дети не брошены, они все окружены вниманием.
За разговором доходим до зала ЛФК. Он небольшой, но и предназначен для занятий в небольших группах.
— Лечебная физкультура — основное в реабилитации наравне с массажем. Она показана практически при любых заболеваниях, — говорит Светлана Эдельштейн. — Мы работаем со всеми группами мышц, а если была какая-то травма, как вот у Фёдора, например, то ещё и разрабатываем конечность.
— А что у тебя за травма? — спрашиваю у подростка.
— Перелом пальцев со смещением и ёще закрытый перелом кисти, — отвечает Фёдор.
— Это либо футбол, либо с велосипеда упал, — тут же констатирует инструктор.
— У меня это бокс, — улыбается подросток. — Рефлекс любопытства...
В состав отделения реабилитации вошло уже имевшееся в больнице отделение физиотерапии. Находится оно на том же этаже, но в соседнем корпусе, попасть в который можно через тёплый переход.
— Здесь есть массаж, лазерная и ультразвуковая терапия, низко- и высокочастотная терапия, большой арсенал магнитотерапии, — перечисляет Алла Шамильевна. — Физические факторы помогают быстрее снять отёк, обезболить, и это, как правило, безболезненные процедуры, детям они нравятся.
В одном из кабинетов встречаем уже знакомого нам Арсения. Двухлетний мальчик на процедуре лежит спокойно, не шелохнётся.
— У нас остеомиелит, — шёпотом рассказывает бабушка мальчика. — Николай Михайлович Ростовцев (главный детский хирург минздрава Челябинской области. — Прим. автора) нас прооперировал, а Алла Шамильевна — взяла на реабилитацию, потому что у нас долгий путь. Мы уже с февраля лечимся — внук сначала пошёл, а потом вдруг перестал вставать на ножку. Сначала думали, артрит, но потом оказалось, что воспаление в кости. Сейчас проходим магнито- и лазеротерапию, ЛФК. Динамика есть, коленка начала сгибаться. В январе, надеемся, снова приедем, потому что ножку надо разрабатывать.
— Когда мы предлагаем направление на реабилитацию, мамы нас часто спрашивают: «А это платно?», «Сколько стоит?». Очень удивляются, когда мы отвечаем, что у нас всё бесплатно, — улыбается Алла Шамильевна. — Помимо детей после травм и операций сейчас мы начинаем принимать деток с ДЦП, которым нужно ставить ботулотоксин для расслабления спастических мышц.
Несмотря на то, что открылось отделение всего месяц назад, лечение в нём прошли уже почти 70 пациентов. Сейчас врачи начали формировать очередь на начало следующего года и не сомневаются, работы в ближайшее время у них не убавится, ведь грамотная и комплексная реабилитация значит ни сколько не меньше, чем успешно проведённая операция.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем самые интересные новости Челябинска. Если вы хотите одним из первых читать эти материалы, подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов