В 2017-м 3896 южноуральцам установили протезы тазобедренных, плечевых и, в большинстве случаев, коленных суставов. По данным главного травматолога минздрава Челябинской области Леонида Полляка, за год эндопротезирование коленного сустава выполнили 1809 пациентам, однако очередь на эти операции в регионе меньше не становится. О том, как на Южном Урале намерены решать проблему, выяснял 74.ru.
Напомним, в конце минувшего года министр здравоохранения Сергей Кремлёв отмечал, что очередь на коленные суставы в Челябинской области самая большая и составляет три года.
— К великому сожалению, несмотря на то, что работа идёт, очередь меньше не становится, — констатирует Леонид Полляк. — Вслед за пролеченными появляются новые больные, а мечта о том, что мы будем много оперировать и очередь станет меньше, думаю, осуществится не скоро.
Конечно, есть тому объективные причины — всё больше пациентов решается на операцию. Кроме того, чем больше людей получают новые суставы, тем больше «запчастей» изнашивается, а значит, требуются повторные вмешательства. Однако, по мнению врача, очередь значительно увеличивают и больные, которые находятся в ней не совсем обоснованно.
— Ожидания многих больных от операции завышены. На самом деле протез — это не замена старого сустава на новый, это установка некого подобия, более или менее похожего на сустав, в место, вокруг которого есть огромный патологический процесс, — объясняет доктор. — Если у человека имеется грубейшая деформация в области тазобедренного сустава и ему установлен протез сустава, то это не значит, что после операции он встанет и пойдёт — даже после реабилитации возможны проблемы. Или, например, сустав замкнут, от того, что пациенту поставят протез, коленка согнётся, но восстановится ли функция, если мышц нет? Этот снежный ком получается по целому ряду причин. В очереди огромное количество больных, которые могли бы лечиться консервативно или другими вариантами. С другой стороны, это и врачебная проблема тоже — некоторым докторам просто проще отправить пациента на эндопротезирование.
Получается, решать проблему необходимо с нескольких сторон. Во-первых, ужесточать отбор пациентов на операции и, как следствие, более широко использовать альтернативные варианты лечения. Задача эта чисто врачебная, и, чтобы привлечь к её решению максимальное число специалистов, в феврале в Челябинске пройдёт школа остеоартрита.
— Это мероприятие для врачей, где мы сможем ещё раз расставить точки над i и разъяснить, когда и какое лечение пациенту показано, — говорит Леонид Полляк. — Не совсем правильная расстановка акцентов ведёт к тому, что сегодня все становятся в очередь.
Второе направление, над которым начинается работа в Челябинске, — школы пациентов, которым предстоит эндопротезирование. В частности, в этом году начать образовательные программы планируют в Челябинской областной клинической больнице.
— Пациент должен понимать, что любая операция — это не таблетка, и после неё обратного пути нет. Больной должен иметь чёткий потенциал для реабилитации, у него должно хватить и силы, и желания заниматься собой после операции, — объясняет доктор.
Впрочем, то, что операций по эндопротезированию коленных суставов в регионе необходимо делать больше, даже не обсуждается, тем более потенциал у больниц для этого есть.
— Протезированием коленных суставов вполне могли бы заниматься и ГКБ №9, и ГКБ №1 Челябинска. В Магнитогорске две больницы могли бы на себя взять часть пациентов. Кроме того, у нас есть несколько частных клиник, которые могли бы делать эти операции по полису обязательного медстрахования (ОМС), но для этого необходимо привести в соответствие нормативные документы, — сетует специалист. — Пока высокотехнологичная медпомощь за счёт средств ОМС и за счёт бюджета слишком жёстко регламентирована.
Добавим, из 1809 пациентов, прооперированных по поводу артроза коленных суставов, только 642 получили лечение в Челябинске, ещё 152 — в соседнем Екатеринбурге. Остальным на эндопротезирование пришлось ехать в федеральные центры.
— Конечно, в последние годы мы сделали колоссальный шаг вперёд в области эндопротезирования за счёт тех или иных источников финансирования. Появились бесплатные операции, и сейчас гораздо меньше пациентов, чем раньше, покупают протезы за свой счёт. Но сказать, что все проблемы решены, пока нельзя, — подытожил главный травматолог региона.
Как сообщал 74.ru, в 2017 году вдвое больше жителей Челябинской области получили высокотехнологичную медицинскую помощь, чем пять лет назад. Однако эндопротезирование коленных суставов до сих пор остаётся болевой точкой для здравоохранения региона. В очереди на операцию сегодня стоят около 10 тысяч пациентов.