Отец мальчика Мукимджон Мамуров, который в понедельник, 12 марта, приехал в больницу за женой и сыном, с ужасом вспоминает события последнего года.
— Это случилось 8 марта прошлого года, — говорит Мукимджон. — Сыну только исполнился годик, и до этого он ни разу ничем не болел, а тут начал плакать, кричать, жаловаться на животик. В районной больнице сначала лечили отравление и только через два дня, когда сыну стало совсем плохо, поняли, что у него непроходимость кишечника.
Малыша перевезли в больницу Душанбе.
— Там обследовали сына и сказали, что у него 80% тонкого кишечника уже отмерло, и нет никакой гарантии, что он вообще выживет, — вспоминает отец мальчика. — Ему провели две операции, вывели стому. В брюшную полость установили катетер, от которого каждый день отрезали около 15 сантиметров. В какой-то момент катетер пропал. Врачи успокоили, что он выпал наружу. Состояние сына стабилизировалось, и его выписали. Стому на животе пообещали убрать через шесть месяцев. Но когда мы снова приехали в больницу, нам сказали, что в кишечник попала инфекция, и сыну сделали ещё четыре операции. Ахмад очень сильно похудел, косточки были обтянуты лишь тоненькой кожицей.
На этот раз лучше Ахмаду не становилось, и родители начали искать другую клинику, чтобы спасти сына.
— Я много лет живу в Челябинске и читал, что в нашем городе есть хорошие детские хирурги, — рассказывает дядя малыша Абдуханон. — Поехал в больницу, описал ситуацию, показал документы, и врачи согласились взять племянника.
Ахмада привезли в Челябинск в очень тяжёлом состоянии, рассказал главный детский хирург Минздрава Челябинской области Николай Ростовцев.
— У ребёнка была врождённая патология тонкого кишечника, и он уже перенёс шесть операций. Отдел подвздошной кишки не работал. Сложность нашей операции заключалась в том, чтобы найти в тонкой кишке здоровый участок и соединить его с толстым кишечником, — уточняет хирург. — Мы нашли такой участок, прооперировали малыша, убрали стому, и теперь его кишечник нормально работает, а мальчик набирает вес.
Челябинские хирурги также нашли и устранили причину осложнений — потерявшийся еще в Таджикистане кусок катетера длиной около 70 сантиметров. Оказалось, он не выпал наружу, а ушёл в брюшную полость.
— Всё это время кусок катетера находился в кишечнике, и там всё гнило, — сетует отец мальчика.
Сегодня врачи уже не опасаются за здоровье маленького пациента и выписали его домой. Ахмад самостоятельно кушает, ходит в туалет и набирает вес. Его мама впервые за год может себе позволить уснуть ночью, не опасаясь, что что-то снова пойдёт не так.
В больнице отмечают — пациенты из других регионов и даже соседних государств часто приезжают за помощью детских хирургов из Челябинска.
— У нас очень большой поток больных из соседнего Казахстана, а также Узбекистана, Таджикистана, — перечисляет Николай Ростовцев. — Кроме того, к нам часто приезжают за хирургической помощью малыши из Курганской области, Ханты-Мансийского автономного округа и других регионов.
Не все пациенты получают помощь бесплатно, только те, у кого есть действующий российский полис ОМС. В частности операция для Ахмада была платной.
Челябинские хирурги нередко проводят ювелирные операции на кишечнике детям. В прошлом году, например, они поставили на ноги восьмилетнюю Сашу Скворцову из Тюменской области. В своём регионе девочке могли предложить лишь открытую операцию, а в Челябинске её сделали щадящим способом.
В мае того же года наши хирурги провели сложнейшую операцию и спасли шестимесячного мальчика с врождённой патологией тонкого кишечника. Проблему у крохи врачи выявили ещё во время беременности матери и сразу после рождения прооперировали, удалив омертвевший участок кишки, а ещё через несколько месяцев восполнили недостающую часть кишечника, перекроив орган.
Фото: Илья Бархатов