Родным 70-летней пенсионерки Нины Кайль из Красноармейского района, которая умерла от онкологии при тестировании лекарства для разжижения крови и профилактики инфаркта, отказали в выплате двух миллионов рублей страховки. Челябинский областной суд отменил решение суда первой инстанции, признав его необоснованным. Об этом 74.ru сообщила руководитель пресс-службы облсуда Евгения Нациевская.
Компенсации от компании «Ингосстрах», в которой была застрахована пациентка, её сыновья добивались два года. В декабре 2017-го Красноармейский райсуд частично удовлетворил иск, взыскав в их пользу два миллиона рублей страховой выплаты и 100 тысяч рублей штрафа за отказ в удовлетворении требований потребителя.
— Компания «Ингосстрах» обжаловала это решение и просила признать его незаконным и необоснованным, — прокомментировала Евгения Нациевская. — При рассмотрении дела в суде первой инстанции проводилась комплексная судебно-медицинская экспертиза. Она не нашла связи между смертью пациентки и применением лекарства. Удовлетворяя исковые требования, красноармейский суд не принял во внимание выводы экспертов, посчитав, что онкологическое заболевание могло развиться только в период участия в испытании.
Исследовав материалы экспертизы, судебная коллегия облсуда признала смерть Нины Кайль не страховым случаем и отказала в удовлетворении требований её родных.
— Судебная коллегия посчитала, что заключение экспертов выполнено в соответствии с требованиями закона. Оно полное, объективное и не имеет противоречий. Выводы экспертов подтверждают, что смерть пациентки была естественной и не связана с приемом препарата, — уточнила Евгения Нациевская. — Случай признали не страховым, поскольку вскрытие пациентки по заявлению родственников не проводилось. Доказательств причинно-следственной связи между исследованиями медпрепарата и смертью женщины в суде не представлено. Кроме того, истцы представили в страховую компанию не все документы для назначения выплаты.
Решение облсуда вступило в силу. Родные Нины Кайль намерены обжаловать его в Верховный суд.
— У представителей «Ингосстраха» в суде была позиция, что мы должны доказать причинно-следственную связь между приёмом пациенткой лекарств и возникновением у неё онкологии, — рассказал эксперт Общероссийского народного фронта Вячеслав Курилин, который представлял интересы родных пациентки в суде. — Но по закону «О защите прав потребителей» это на ответчика возлагается право доказать обратное. У нас нет тех средств и механизмов, которые позволили бы нам это сделать. Суд задавал очень правильные вопросы, но тем не менее принял решение не в нашу пользу. Для сыновей пациентки это стало шоком. Они не ожидали такого исхода.
Сын пенсионерки Александр Потапов рассказал 74.ru, что принять участие в эксперименте в феврале 2014 года его маме предложила заведующая челябинской больницей, в которую её периодически госпитализировали. Пенсионерка страдала сахарным диабетом, имела проблемы с сердцем и время от времени нуждалась в «прокапываниях».
Исследование, стартовавшее ещё в 2011 году, должно было выяснить, предотвратит ли приём лекарства «Канакинумаб» (действующее вещество в препарате под торговым названием в России «Иларис». — Прим. авт.) швейцарской компании ООО «Новартис Фарма» повторное развитие инфаркта и насколько безопасен его длительный приём. Отдельной категорией участников эксперимента стали пациенты с сахарным диабетом 2-го типа. На основе их лечения предстояло установить, увеличивается ли у них секреция инсулина и чувствительность к инсулину при приёме препарата.
Пенсионерка подписала договор на клиническое исследование лекарства «Канакинумаб» (действующее вещество в препарате под торговым названием в России «Иларис». — Прим. авт.) швейцарской компании ООО «Новартис Фарма». Перед этим ей провели необходимые исследования и ставили пробники. По договору ей должны были ввести три дозы. Но уже после первой ей стало значительно хуже. Сыновья отговаривали женщину от второй инъекции, но женщина продолжила участие в исследовании. В короткий срок состояние Нины Кайль осложнилось. Её госпитализировали в кардиологию в Челябинске, где врачи поставили ей диагноз — «лейкоз четвёртой стадии». Онкологию диагностировали через три месяца после первого приёма лекарства.
Нина Кайль скончалась в конце января 2015 года. Сыновья женщины считают, что на её состояние повлиял приём препарата. Но компания «Ингосстрах», в которой были застрахованы все участники эксперимента, отказала им в выплате компенсации, так как не нашла связи между смертью женщины и её участием в клиническом исследовании.
По обращению сыновей территориальное управление Росздравнадзора и прокуратура Челябинской области провели проверку в горбольнице № 6, где женщина проходила испытания. Тогда же обнаружились нарушения клинической практики и федерального закона при организации исследований медпрепарата. Из полученного родными Нины Кайль ответа следует, что требованиям не соответствовал состав специалистов, участвующих в клинических исследованиях.
— По первому нашему запросу в Росздравнадзоре ответили, что действительно есть нарушения, — подчёркивает Вячеслав Курилин. — Но на наш уточняющий запрос, какого плана нарушения, сказали, что не имеют права разглашать эту информацию.
В середине марта 74.ru направил в федеральный Росздравнадзор редакционный запрос, чтобы уточнить, в чём заключались обнаруженные нарушения и какие меры приняты к допустившей их больнице. Но ведомство его проигнорировало.
Если вы столкнулись с роковыми ошибками врачей, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.
У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.