18 июля Челябинский облсуд отменил приговор хирургу миасской горбольницы № 2 Сергею Седельникову, который случайно проткнул сердце пожилой пациентки. Теперь врач сможет продолжить оперировать людей. От наказания, по которому ему на два с половиной года ограничили свободу и на три года запретили работать в медицине, специалиста освободили. Подробности из зала суда — в материале 74.ru.
58-летнему Сергею Седельникову огласили приговор в Миассе в мае. Суд первой инстанции признал его виновным в причинении пациентке смерти по неосторожности. Женщина в ноябре 2016 года в критическом состоянии поступила в ГБ № 2 с гангреной ног. Перед ампутацией ей требовалось откачать жидкость из плевральной полости. Во время процедуры хирург случайно попал иглой ей в сердце. Старушка скончалась на операционном столе от кровопотери.
Экспертиза качества оказания медпомощи установила, что у женщины было увеличено сердце, но врачи перед пункцией не провели ей необходимую диагностику, чтобы выяснить это. Сергей Седельников в суде доказывал, что в борьбе за жизнь пациентки счёт шёл на минуты, и дожидаться результатов полного обследования было некогда.
— У неё была действительно критическая ситуация. Она поступила в тяжёлом состоянии в гнойное отделение с гангреной конечностей и тяжелейшей патологией сердца, — рассказал 74.ru Сергей Седельников. — Утром, когда я заступил на дежурство, меня пригласили для консультации. Женщина без пульса, без давления. На рентгене большое затемнение — непонятно, жидкость это или сердце. Я пригласил реаниматолога, согласовали перевод в его отделение. Чтобы довезти из одного отделения в другое, потребовалось три-пять минут. А женщина умирает у нас. Если бы не было у неё спайками сердце зафиксировано к грудной клетке, этой ситуации бы не произошло. Наш главный хирург по грудной хирургии доказал мою невиновность, но суду первой инстанции на это было наплевать.
Врач подал апелляцию на приговор в облсуд, но на оправдание не рассчитывал. Дочь умершей пациентки, признанная по делу потерпевшей, до заседания заявила ходатайство о прекращении уголовного дела за примирением сторон.
— Того, что мне нужно, уже нет, — объяснила она свою позицию суду и гособвинителю. — Мне от него (Седельникова. — Прим. авт.) ничего не надо. Никаких претензий не имею и исков к нему подавать не планирую. Мы примирились, я прощаю его и не желаю привлекать к уголовной ответственности.
Адвокат осуждённого поддержал это ходатайство, попросив суд приобщить к материалам дела распечатки десятка статей о состоянии здравоохранения в Челябинской области. Среди них интервью главы регионального Минздрава Сергея Приколотина, заявившего об острой нехватке врачей на Южном Урале, несколько публикаций о деле московского врача-гематолога Елены Мисюриной, приговорённой судом первой инстанции к двум годам колонии за смерть пациента, и ряд других статей подобного содержания.
В защиту хирурга на заседании выступили представитель Медицинской палаты Челябинской области Артём Матвеев и представитель коллектива миасской горбольницы № 2 Рамил Галлямов. Представитель медицинского сообщества региона в изначальном ходатайстве к суду просил Седельникова оправдать, но в заседании поддержал решение просто о прекращении дела.
— Случай, когда врач обязан оказать помощь, особенно в экстренных ситуациях, расценивается как действия при крайней необходимости, — подчеркнул представитель медпалаты Артём Матвеев. — И если привлекать каждого врача, когда он оказывал помощь, спасая жизнь пациенту, и не мог от этого отказаться, то врачи будут бояться идти на рискованные меры, что опять-таки ставит под угрозу жизни пациентов.
Заведующий урологическим отделением ГБ № 2 Рамил Галлямов к своим словам приложил коллективное ходатайство пациентов и жителей Миасса с просьбой не лишать Сергея Седельникова работы. Под ним подписались более 800 человек.
— Мы согласны к любому исходу, лишь бы он не касался отстранения от медицинской деятельности, — обратился к суду Рамил Галлямов. — И я говорю это не из жалости к Сергею Юрьевичу, а из практических соображений. У нас большие планы на него. Это один из самых опытных хирургов в городе. С его именем связано становление в нашем городе ряда направлений, в частности, в области колопроктологии, онкологии и урологии. И если его отлучать от медицины на несколько лет, наше дело серьёзно может пострадать. Потому что сейчас мы планируем развивать лапароскопические операции (они предполагают манипуляции через небольшие проколы — Прим. ред.). А Седельников — квалифицированный специалист в области хирургии кишечника, и нам нужна его помощь.
Представитель горбольницы подчеркнул, что приговор Седельникову дал сигнал практическим врачам не принимать решительных действий до получения полной информации о пациенте.
— А у нас иногда бывает лишь пять-десять минут, особенно если пациент в состоянии клинической смерти, чтобы начать действовать. И мы не знаем, к чему это приведёт. Трусливый врач — очень опасное явление, — подчеркнул Рамил Галлямов.
Гособвинитель возражала против прекращения дела.
— Несмотря на то, что стороны примирились, прекращение дела на основании этого не является обязанностью суда, — подчеркнула прокурор апелляционного отдела Татьяна Тараканова. — Исходя из всех обстоятельств дела, полагаю, что законных оснований для прекращения дела за примирением сторон не имеется. Считаю, что апелляционная жалоба стороны защиты должна быть рассмотрена в суде.
На заседании судья Наталья Кузнецова поинтересовалась у Сергея Седельникова, осознаёт ли он последствия прекращения его уголовного дела. Хирург сказал, что понимает о сохранении у него судимости за причинение смерти по неосторожности и не возражает, если при этом он сможет вернуться к работе.
— Когда по полной схеме миасский суд вынес приговор, абсолютно не правосудный, шансов на оправдание было немного. Мы предложили потерпевшей примириться. На самом деле вины моей в смерти пациентки нет, — прокомментировал 74.ru после заседания Сергей Седельников. — Мне 58 лет. Три года лишения профессии — это равносильно окончательному уходу из профессии.
Решение суда вступило в силу, но всё ещё может быть обжаловано.
В Миассе расследуют подобное уголовное дело о смерти пациента. В январе в больнице, где работает Сергей Седельников, при схожих обстоятельствах погиб 53-летний мужчина. Врач проколол ему лёгкое во время пункции подключичной вены.
Рост числа медицинских дел заставил следователей и представителей медицинского сообщества задуматься о корректировке уголовного законодательства. Председатель Следственного комитета России Александр Бастрыкин совместно с президентом Национальной медицинской палаты Леонидом Рошалем согласовали создание рабочей группы, которая занялась разработкой специальных норм ответственности медицинских работников за преступления по службе. Предполагается ввести в Уголовный кодекс две новые статьи о наказании за ненадлежащую медицинскую помощь и сокрытия нарушений при её оказании и ужесточить ответственность за незаконную медицинскую деятельность.
Преобразования в связи с этим проходят и в региональных следственных управлениях Следственного комитета. Как рассказал 74.ru руководитель следственного управления СК по Челябинской области Денис Чернятьев, в этом году в ведомстве ввели должность эксперта — судебного медика, а следователи проходят дополнительную подготовку и повышают квалификацию. За прошлый год в регионе провели 134 проверки по фактам нарушений при оказании медицинской помощи гражданам и возбудили по их итогам 30 уголовных дел.
Если вы столкнулись с серьёзными врачебными ошибками, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7-93-23-0000-74. Телефон службы новостей 7–0000–74. Следите за самыми важными и интересными новостями Челябинска в соцсетях. Подписывайтесь на наш канал в Телеграме.