Каждый год больше сотни детей на Южном Урале появляются вне стен роддомов. Ситуации бывают разные — кто-то не успевает добраться до больницы, другие осознанно решаются на домашние роды. Мы нашли челябинок, которые поделились своими историями. Оказалось, рожать дома сейчас даже в какой-то степени модно, у матерей на этот счёт своя философия и свои аргументы. Они рассказали, почему не стремятся в больницу, особенно за вторым ребёнком, а решаются довериться неким помощницам в родах.
«После первых родов я решила, что одного ребёнка достаточно»
Марина — успешная молодая мама двоих замечательных мальчишек. Старший из них появился на свет в роддоме, а со вторым сыном спешить в больницу женщина не стала.
— В первую беременность я работала до 38 недель, и вся беременность прошла мимо меня. У меня была врач, и я делала всё, как она говорила. Даже мыслей не было поступить не так — внутри меня был непоколебимый авторитет медицины и моего доктора. Но после родов я решила, что одного ребёнка мне достаточно и больше это повторять не буду.
Моментов, вызывающих недоумение в родах, была масса: только родила, еще не понимаешь, что происходит, и в этот момент тебе подсовывают согласия на прививки! У меня были платные роды, проплачена палата, а меня сразу после родов вывезли в коридор и оставили там лежать на несколько часов. Мимо ходят какие-то люди, пришла медсестра, начала меня в этом коридоре переодевать. Я была в замешательстве. Кто-то проходит, что-то у неё спрашивает, я раздета, но её это мало волнует. Утром принесли ребёнка, смотришь на него, а связи с ним не чувствуешь, лишь умом понимаешь, что это он, твой малыш.
Только через пять лет я решилась на второго ребёнка, но теперь решила вникать во всё. Записалась на йогу для беременных, там оказалась потрясающий тренер, стала больше читать, узнала, что есть такие женщины, как доулы — помощницы в родах. Я стала изучать физиологию процесса, поняла, почему сын после родов все трое суток в роддоме проспал. Я сначала была уверена, что он сам по себе спокойный, но ребёнок отходил от влияния медикаментов, ведь мне стимулировали схватки, рожала я с анестезией. Никто в больнице не учил проживать схватки, не объяснял, что происходит с организмом, что чувствует малыш. К концу беременности я не нашла для себя аргументов, чтобы вернуться в роддом, тем более у меня были на сто процентов хорошие анализы и УЗИ, я была абсолютно здоровая беременная.
Я приходила к этому решению постепенно. Познакомилась с тремя доулами, некоторые из них принимают роды только дома, другие могут поехать с роженицей в роддом, поддерживают женщину в родах в этом официальном месте с точки зрения заботы о душе, так называемые партнёрские роды. Я решила, что мне нужна именно такая поддержка, в роддоме. У нас очень близкие отношения с мужем, но я прекрасно знала, что в этом женском процессе он будет очень переживать за меня, а я за него. Хотелось участия женщины, у которой есть опыт, которая понимает, что происходит со мной эмоционально и физически, которая будет меня поддерживать, а не за которую мне нужно будет беспокоиться. Вариант родов дома я тогда ещё не рассматривала, но в процессе общения с доулой начала об этом задумываться.
Когда я первый раз завела разговор об этом с мужем, он сказал: «Ты что придумала? Все рожают в роддоме!» Пришлось привести ему очень много доводов по-мужски аргументированных, конкретных. В итоге он согласился, но только если рядом со мной будут профессионалы.
У доулы нет медицинского образования, поэтому я нашла акушерку. Мне было важно, чтобы рядом был человек, который с медицинской точки зрения мог оценить: процесс идёт как надо или нужно вмешиваться. Медицинские работники официально не имеют права принимать роды дома, поэтому мы сразу договорились: ответственность в любом случае на мне. Но, надо сказать, эта ответственность всегда на родителях — даже в роддоме. При этом сумка в роддом была собрана и до наступления конкретных схваток окончательного решения у меня не было.
Когда подошёл срок, в первую ночь у меня произошли тренировочные схватки. Мы созвонились с акушеркой, и она сказала, что следующей ночью я рожу. Мы отвели старшего сына к родителям, но я ещё не была уверена, что всё произойдёт. К вечеру было всё спокойно, поэтому мы пошли спать. Но уснуть я не смогла. Часов в 12 начались схватки, я позвонила своим помощницам.
Рожала в гостиной на диване. Никаких особо стерильных условий не требовалось — все помыли руки, у меня был вымыт пол, чистое постельное бельё, чистая одежда. В 4 утра я уже родила. Многие женщины в родах боятся боли, поэтому и просят анестезию. В этот раз я поняла, что это не боль, это мощные физические ощущения, а не какой-то конец света, и каждая женщина может это выдержать.
Мужа разбудили, когда доула и акушерка уже собрались уходить. Он у меня проспал всё. (Смеётся.) Думаю, у него это был такой способ защиты. Мы потом обсуждали с ним, он говорит: «Я просыпался, но думал, чем я тебе помогу? С тобой там люди специально обученные…» Я не стала настаивать, чтобы муж перерезал пуповину, он и так слишком сильно переживал. Если бы в поле рожала или во время войны — он бы помог, но когда есть условия, зачем?
Конечно, меня мой гинеколог отругала потом, она сто тысяч лет отработала в этой системе и когда узнала, что я рожала дома, очень долго отчитывала. А педиатр, наоборот, спокойно отнеслась к тому, что сын родился дома. Мы потом в частном центре прошли все УЗИ, сдали анализы.
Родителям мы тоже не говорили о своём намерении, они бы есть и пить перестали, начали бы спорить, а я не готова была отстаивать свою точку зрения. Я и сейчас, после своего опыта домашних родов, не буду никого призывать к этому, я за осознанный выбор, мне дома было комфортно.
«Мы осознавали, на какой идём риск»
Челябинка Елена тоже первого ребёнка рожала в роддоме, а второго решила — дома, вместе с мужем.
— Это решение мы с мужем приняли месяце на седьмом. Всё шло хорошо, осложнений не было, мы вместе начали ходить на курсы подготовки к родам, там я и познакомилась с доулой. Это от неё мы узнали, что возможны домашние роды, и мне это показалось более естественно. Муж поддержал.
Конечно, были страхи и сомнения. Самым сложным было взять на себя ответственность за это решение. Мы осознавали, на какой идём риск и что кроме благоприятного исхода могут быть другие варианты: смерть моя или ребёнка, инвалидность моя или ребёнка. Кроме того, у нас есть старшая дочка, и она может остаться без мамы. Но когда мы приняли решение и взяли на себя эту ответственность, стало легче. Конечно, у нас оставался и запасной вариант — никогда не поздно передумать и поехать в роддом.
Мы начали готовиться к родам, общаться с доулой, с семьями, которые уже прошли через это. Доула — это не профессиональная акушерка, это духовная наставница, она помогает советом, проводит необходимые обряды после родов. Ее услуги стоят недорого, обычно от 10 до 30 тысяч рублей, но она очень помогает семье. Правда, у нас получилось так, что на сами роды у неё не получилось приехать — она уехала на выходной в горы, а у меня начались схватки. Телефон был вне зоны доступа, поэтому пришлось звонить другой доуле и консультироваться с ней по телефону.
Врачам говорить о своих планах я не стала, просто молчала и всё. Маме мужа мы тоже рассказали обо всём только после родов. Я хотела, чтобы на них присутствовала моя мама, позвала её. Она была не готова к такому, поэтому согласилась приехать только помочь со старшей дочкой. Я ее понимаю, у неё традиционные взгляды, но всё-таки она приехала.
Во время этих родов я была королевой бала — все «танцевали» вокруг меня: что тебе принести, что подать? Признаюсь, это было ужасно. Муж разминал спину, стараясь облегчить схватки, танцевал со мной. Дочка, ничего не понимая, тоже старалась принимать участие и помогать мне. Потом набрали ванну. На курсах подготовки к родам мы смотрели, как рожают в воду, и думали повторить этот опыт, но ничего не вышло. (Смеётся.) Во-первых, ванна у нас стандартная, маленькая, и рядом с ней стоит стиральная машина. Муж сначала пытался вытащить машинку, чтобы освободить пространство. Но через несколько минут я поняла, что это неудобно, в ванне оказалось тесно, поэтому машинку пришлось заносить обратно.
В итоге дочку уложили спать. Маме с мужем сказала, чтобы оставили меня в покое. Когда всё началось, поняла, что рожать буду в гостиной на диване. Принимал Федю муж, мама просто была рядом. Всё произошло быстро, сын родился без особых проблем.
Пуповину мы перерезали примерно через сутки, потому что я планировала лотосовое рождение. Дело в том, что из плаценты ребёнок получает дополнительную кровь, и это кощунство — перерезать пуповину в первые минуты после рождения, как это делается в роддоме. Да, может это не очень удобно, но для ребёнка так лучше.
Муж очень гордился, что у нас всё получилось, и он сам принял сына. А когда под утро все легли спать, меня накрыло такое чувство спокойствия, нежности, единения с моими родными и правильности происходящего. Но главное, маленький тёплый комочек, из-за которого был весь этот сыр-бор, сопел со мной рядом.
В последний момент муж засомневался
Мама двоих малышей Екатерина родила дочку дома в ванне. Подруга назвала её «безответственной дурой», после этого женщина решила никому не рассказывать о домашних родах. Но сейчас она открыто признаётся, что это было самое незабываемое единение с мужем и появившимся на свет ребёнком.
— Первые роды были классическими, поэтому мне есть с чем сравнивать. Только после них я начала по-настоящему интересоваться этой темой, читать книги, заниматься йогой, встречаться с девочками, у которых был свой позитивный классный опыт. Поэтому ко второй беременности уже подошла вполне осознанно.
Насчёт домашних родов в начале беременности я не думала, а потом инструктор по йоге рассказала, что в Челябинске многие так рожают, просто об этом никто не говорит. Посоветовала познакомиться с доулой. Так я приняла это решение. К концу беременности я была настолько готова, что могла родить хоть в лифте, хоть в лесу, оставалось настроить на это мужа.
Я дозированно доносила до него информацию о родах, мы посмотрели вместе несколько документальных фильмов. Он видел, сколько сил мне даёт йога, потом я его познакомила с доулой, он прочитал книги, которые нам советовали. Он, кстати, сам очень активно включился в этот процесс — изучал технику массажа, вопросов много задавал. Просто у меня муж такой, мы поддерживаем друг друга, может быть другой мужчина и не согласился бы, но не он.
Днём перед родами я сходила на йогу, мы с мужем заехали поменять масло в машине, сходили в любимый ресторан. Рожать еще было рановато, и вечером мы списались с доулой, договорились встретиться и проверить, как я подготовилась к родам, потому что дома должен быть определённый список необходимых вещей.
Ночью на меня напала бессонница, решила — в ванне полежу. Чай с ромашкой заварила. Чувствую, что-то не то, но мне уже так хотелось родить, что я очень боялась спугнуть схватки.
Через пару часов я всё-таки скачала на телефон счётчик схваток. Под утро разбудила мужа, сказала, что рожаю. Правда, он не очень мне поверил и снова уснул. Пришлось написать ему из ванны СМС, что он мне нужен.
Около шести утра я позвонила доуле. Схватки уже были интенсивными, муж массировал поясницу, помогал, если что-то было нужно. В последний момент он засомневался и начал уговаривать меня поехать в роддом, но я его успокоила: «Подожди, милый, я еще немного полежу в ванне, водичка же расслабляет». Из ванны я уже вышла с ребёнком.
Я изучала, в каких позах лучше проживать схватки, в каких — роды легче проходят. В воде я встала на корточки, взяла мужа за руки, и потихоньку начала тужиться. Я чувствовала, как идёт ребёнок, полностью контролировала этот процесс.
Когда дочка родилась, это были совершенно другие эмоции, чем в первый раз. Берёшь ребёнка на руки, прикладываешь сама к коже — это было потрясающе. Я всем женщинам желаю прожить свои роды в меру своих чувств и чувства собственной безопасности. Мне было безопасно дома, и я очень рада, что к нам так и не успела приехать наша доула. Это были только наши роды, они еще больше сблизили нас, стало больше понимания, поддержки.
Еще неделю после родов я испытывала невероятные эмоции, у меня сердце открылось. Хотелось делиться этим добрым, светлым чувством, но когда я рассказала об этом подруге, в ответ услышала: «Да ты дура! Это безответственно!» Больше я не стала никому говорить, даже сестре сказала, что мы просто не успели в роддом, но я желаю каждой женщине прожить свои роды так же волшебно, как это было у меня.
Хотите почитать другие истории челябинцев с необычной судьбой? У нас такие есть!
Челябинка Гузалия Суханова смогла родить долгожданного сына, пережив редкую форму женского рака.
Суррогатная мама Надежда рассказала 74.ru, как выносила четверых чужих детей и как к этому отнёсся её муж.
28-летние сиамские близнецы Аня и Таня Коркины поделились историей их разделения, которая стала сенсацией для всего мира.
Если вы знакомы с необычными челябинцами, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.