Во вторник, 23 июня, во время обращения к нации президент Российской Федерации Владимир Путин заявил о введении так называемого налога на богатство — повышенного НДФЛ для тех, чей годовой доход выше 5 миллионов рублей. Вырученная сумма должна быть направлена на лечение детей с редкими тяжёлыми заболеваниями. Мы спросили челябинские фонды и детского омбудсмена, что они думают об этой инициативе. Спойлер: не все согласились с инициативой принудительного сбора денег через повышение налога.
Президент предложил с 1 января будущего года изменить ставку НДФЛ с 13 до 15 процентов для тех, кто зарабатывает свыше пяти миллионов рублей в год. Это даст бюджету порядка 60 миллиардов рублей. Деньги целевым образом хотят направить на лечение детей с редкими (орфанными) заболеваниями, на закупку дорогостоящих лекарств, техники и средств реабилитации, на проведение высокотехнологичных операций.
— Действующие программы лечения редких заболеваний детей должны быть сохранены, — подчеркнул Путин. — Средства пойдут именно плюсом, в дополнение к тем ресурсам, которые уже выделяются на высокотехнологичную помощь и лекарственное обеспечение.
Президент отметил, что решения об использовании этих денег должны быть прозрачными и абсолютно открытыми, пользоваться безусловным доверием. Моральное право принимать их, как считает Владимир Путин, имеют только врачи и общественные деятели — люди, которые всю жизнь посвятили помощи больным детям, работе в некоммерческих благотворительных организациях, делом доказали свою порядочность, имеют непререкаемый авторитет и безупречную репутацию.
Уполномоченный по правам ребёнка в Челябинской области Евгения Майорова считает, что поддерживать тяжелобольных детей — это необходимость, обязанность и долг любого государства.
— Это та уязвимая категория детей, которая нуждается в постоянной заботе. Семьи находятся в сложной ситуации всё время — не в позиции «потерпи, и всё пройдёт», для многих это образ жизни. Все справляются с возникшей ситуацией по-разному. Поэтому важно, чтобы государство поддерживало эти наиболее уязвимые категории людей, — говорит детский омбудсмен Евгения Майорова.
Президент челябинского регионального благотворительного фонда «Родная» Наталья Баскова отметила, что единый налог для богатых и бедных людей не очень соответствует принципам социальной справедливости.
— Считаю, что это очень хорошая инициатива. Такая практика существует в разных странах и почему-то никак не может дойти к нам. Что деньги пойдут на деток с тяжелыми заболеваниями, я буду только приветствовать. Потому что люди, к сожалению, не становятся здоровее, всё больше появляется каких-либо заболеваний, а открывающиеся высокотехнологичные возможности медицинской помощи обходятся дорого, — констатирует Баскова. — Это замечательное решение для того, чтобы дети с тяжелыми заболеваниями могли вовремя получать помощь и, в принципе, иметь возможность пройти какие-то курсы реабилитации после лечения, чтобы стать полноценными гражданами.
Руководитель АНО «Союз родителей», член общественной палаты Челябинской области Оксана Кирюшина добавляет, что деньги важно направить на профилактику и расширение списка орфанных заболеваний. Это нужно, чтобы охватить как можно больше детей.
Орфанные заболевания — заболевания, затрагивающие небольшую часть людей. Для стимуляции их исследований и создания лекарств для них обычно требуется поддержка со стороны государства.
— Они называются редкими, а, судя по статистике, у нас на 1000 новорожденных на свет появляются 40–50 детей с тяжёлыми генетическими заболеваниями — это порядка 5%, и сложно сказать, что редко, — приводит цифры Оксана Кирюшина. — Мне кажется, что часть средств нужно направить на профилактику и расширить количество заболеваний, которые войдут в орфанный список. Потому что есть генетические заболевания, которые не включены в этот перечень, и семьям приходится собирать деньги на лечение самостоятельно, обращаться за помощью разных благотворительных фондов, которые им помогают. Чтобы они могли получать какую-то поддержку от государства, им необходимо войти в этот список. У нас есть такая семья, у которой ребёнок-бабочка (его кожа очень тонкая, из-за чего любые прикосновения вызывают боль и раны. — Прим. авт.) — у него буллезный эпидермолиз. [Родителям] каждый день приходится тратить достаточную сумму денег. Ещё один момент: к сожалению, дети с редкими заболеваниями долго не живут, но финансовая помощь поможет им в какой-то степени увеличить продолжительность их жизни, и самое главное — улучшить её качество. Это, мне кажется, про гуманность. Что наше государство может позволить себе улучшить качество жизни таких детей.
А вот директор челябинского областного центра помощи онкобольным детям «Искорка» Татьяна Сачко придерживается другого мнения.
— Это важная и нужная инициатива, но хотелось бы, чтобы помощь детям была добровольной. Чтобы это было желание самих жертвователей, людей, кто имеет определённый доход, чтобы они сами с благими намерениями помогали, а не принудительно через изменение законодательства отдавали деньги, — говорит Татьяна Сачко. — «Искорке» 31 год, и все пожертвования до рубля, которые жертвователи перечисляли в фонд, были добровольными. Это юридические лица, богатые и незначительно богатые люди, но инициатива шла от чистого сердца. Эти средства всегда приносили и работали во благо людей, наших детей, наших семей. Сейчас, конечно, очень хочется верить, что люди будут понимать необходимость и нужность благотворительности. Конечно, у нас в России не так она развита, как в Европе, Америке, других странах, но, я думаю, со временем мы к этому придём. Люди уже начинают понимать, что окружающие их люди должны жить достойно. При этом неважно, в какой ситуации оказался человек, он должен достойно выйти из этого испытания — из болезни или нужды. Те, у кого есть финансовая возможность, должны добровольно видеть необходимость в помощи нуждающимся.
Как вы относитесь к инициативе Владимира Путина о налоге на богатство и помощи детям?
Хотите поделиться новостью? Присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru. Телефон службы новостей 7–0000–74, все мессенджеры доступны по номеру +7 93 23–0000–74.