Забрать документ женщина решила, когда её ребёнка направили на психолого-медико-педагогическую комиссию (ПМПК) в школе, но сделать это оказалось непросто. Разбираемся, обязаны ли медучреждения предоставлять пациентам карты и как быть, если очень нужно получить медицинские документы на руки.
Сына Ирины в 2018 году перекрепили из детской поликлиники № 8 на Братьев Кашириных к новой поликлинике на улице Академика Сахарова, 13а, но с проблемой отсутствия медкарты челябинка столкнулась только сейчас.
— Мы идём на комиссию ПМПК в школе, и нам необходимо получить выписку от врача. Я пришла в поликлинику на Сахарова, а врач говорит: «С чего я буду делать выписку? У нас никаких данных о вас нет — ни о прививках, ни о чём». Посоветовала поехать в прежнюю поликлинику и забрать карту, но там упорствуют, карту не отдают, удерживают её у себя, — утверждает Ирина. — Мне объяснили, что она сейчас лежит в архиве, 25 лет будет храниться. А что потом? Её просто выбросят? А в ней ведь все данные о прививках, о том, как ребёнок родился, какая у него была оценка по Апгар и другие. Говорят, карта — это собственность поликлиники, но эту карту я покупала сама лично!
В поликлинике № 8, куда челябинка обратилась с просьбой вернуть карту сына, предложили альтернативный вариант.
— Мне предложили заказать скан карты, я его заказала, но ведь это же не заверенный нотариально документ, копия не имеет юридической силы. Я считаю, это нарушение закона, — рассуждает Ирина. — Я хочу забрать оригинал медкарты ребёнка из старой поликлиники, потому что таких комиссий за школьную жизнь может быть несколько, и каждый раз испытывать такие неудобства не хочется.
Мы попросили прокомментировать ситуацию главного врача детской поликлиники № 8 Челябинска Антона Рыжего.
— Медицинская карта является медицинским документом, хранение, оборот и контроль медицинской документации — это прямая обязанность и прерогатива медицинских организаций, — объяснил руководитель поликлиники. — Министерством здравоохранения Российской Федерации разработан порядок ознакомления пациентов с оригиналом медицинской документации, сам же оригинал выдаётся только по заявлению суда, прокуратуры, полиции или Следственного комитета.
По словам главврача, в последние годы оригинал медкарты не передаётся и в другие медицинские учреждения.
— По закону мы обязаны хранить медицинскую карту 25 лет, и мы её не передаём в другие медицинские организации, храним её у себя. При переводе в другую поликлинику пациенту заводится новая карта. В случае необходимости мы отправляем в другие медицинские организации копии амбулаторных карт, не оригиналы. То есть, если врачу другой поликлиники необходима информация из карты, которая хранится у нас, он может сделать запрос, и мы эти данные предоставим. Более того, мы так делаем постоянно, это ежедневная наша работа. Например, ребёнок попадает в областную больницу, и им нужно срочно что-то узнать — мы оперативно предоставляем всю информацию. Это рабочий момент, который решается между медицинскими организациями, — указал Антон Рыжий. — Важно, что мы передаём информацию по защищённым каналам. Кроме того, у нас между медицинскими организациями есть закрытая информационная система «Барс», и в ней мы тоже передаём документы, то есть идёт ведомственный учёт и ведомственная передача данных. В данной ситуации врач так же должен запросить у нас информацию, и мы её предоставим, другое дело, что врачу иногда проще сказать пациенту: «Идите и требуйте!» А пациент должен требовать информацию с той поликлиники, к которой прикреплён, потому что именно она отвечает за его здоровье и за его прикрепление.
В региональном Минздраве на запрос 74.RU также ответили, что «медицинская карта является документом медицинской организации и не подлежит выдаче пациенту на руки».
— Есть приказ Министерства здравоохранения Российской Федерации о том, что пациент может ознакомиться со своей медицинской документацией или по заявлению попросить выписку из карты, — прокомментировали в ведомстве. — При переходе пациента в другое медучреждение карта должна передаваться из одной поликлиники в другую, но не оригинал, а копия, скан на диске или просто доступ к электронной карте другой медорганизации. Ключевое здесь то, что передаётся карта между медицинскими учреждениями.
Где хранится ваша медицинская карта?
В детской поликлинике № 8 уже несколько лет нет привычной регистратуры с горой карт — бумажные документы перенесли в картохранилище, а пациентам завели электронные. Для многих родителей сначала такое новшество стало стрессом. Для чего это сделали — читайте в нашем материале.
Столкнулись с проблемами при получении медицинской помощи? Ждём ваши сообщения на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.