— Проснулся ночью. Отца в комнате нет. Одежды и обуви тоже. Он вышел из дома и ушел куда-то в ночь…
Дмитрию хотелось, чтобы это был всего лишь кошмарный сон, но холодный воздух сентябрьской ночи заставил окончательно проснуться, и внутри всё сжалось от дурного предчувствия.
— Папе 85, и мы решили забрать его к себе, потому что одному ему уже трудно было справляться. Как только мы его перевезли, он начал постоянно пытаться куда-то уйти. То есть он на полном серьезе одевается и идет к выходу, говорит, что ему нужно на работу, в сад или еще куда-то. Мы его обычно ловили, а тут как-то ночью встаю попить водички, захожу в комнату, а его нет, — рассказывает челябинец Дмитрий. — Мы побежали его искать, объехали весь район. Это был сентябрь, и на улице было не -18, но всё равно холодно. В семь утра его нашла полиция. Он был весь грязный и в мерзком совершенно настроении. Я спрашиваю: «Куда ты пошел?», а он: «На дачу, мне надо там поработать». При этом он совершенно не помнил, где был и что делал. На этом странности не закончились. Однажды он встал и пописал в коридоре на стенку шкафа-купе. Мы были в шоке. Когда ситуация повторилась, начали его как ребенка каждые два часа водить в туалет. Потом отец хотел вызывать пожарных, потому что «за окном всё горит», но там ничего не было, или считал, что в квартиру хотят забраться какие-то люди, и они якобы сидят на балконе. Сейчас он не помнит имен, знает только, что я его сын, но почему-то считает, что я Костя. При этом врачи говорят, что он бесконечно здоровый дедушка, все органы у него работают отменно, но вот с головой что-то немножко не так.
Когда пожилые начинают творить невообразимое, у нас ошибочно принято считать, что это старческие чудачества, проблема возраста. Сначала это даже вызывает улыбку. Но заболевание быстро прогрессирует. Уже не до смеха, приходится как-то приспосабливаться, но порой это бывает очень непросто, и жизнь семьи превращается без преувеличения в ад.
«Прихожу, в подъезде пахнет газом. 99% — это из нашей квартиры»
Около двух лет назад Елене пришлось взять на себя заботу о пожилой тете с прогрессирующей деменцией.
— Она живет одна, детей и мужа у нее никогда не было. Первые звоночки я начала замечать, когда она приходила в гости и рассказывала, что у нее большие долги за квартиру, типа не знаю, как буду отдавать... При этом долгов никаких не было, — вспоминает Елена. — Потом начала говорить, что у нее соседи воруют, и всё это стало усиливаться. Она могла позвонить мне в три часа ночи, сказать, что соседи пытаются заварить дверь в ее квартиру. Приезжаешь — всё нормально. В другой раз она уже звонила в полицию, жаловалась на соседей, а наутро мы общались с участковым. То есть появилась вот эта навязчивая идея, что у нее хотят забрать квартиру, что ее хотят выселить.
Елена отвела тетю на прием к неврологу, и врач сразу предупредила, что это начальная стадия деменции, если не начать лечение, будет еще хуже.
— Ей назначили таблетки, я всё выкупила, каждую неделю раскладывала в таблетницу, но понимала, что она их пьет не постоянно, а может быть, и совсем не пьет. Так как живем мы отдельно, проконтролировать это было невозможно, — говорит племянница. — Но я видела, что состояние ухудшается, а однажды стала свидетелем, как она разговаривает с кем-то, уставившись в стену. Я ее спрашиваю: «Вы с кем говорите?», а она: «С Путиным, ты что, не видишь?» После этого в Челябинск из Москвы приехала ее сестра, снова провела по врачам, но когда начала давать назначенные таблетки, та стала сопротивляться: «Зачем мне это? Это вредно!» В итоге она решила забрать ее в Москву. Купили билет, посадили в поезд, но за две минуты до отправления она вышла из вагона и сказала, что никуда не едет, останется в своей квартире.
«Самое страшное, что ты не знаешь, какой сюрприз тебя ожидает сегодня»
Вернувшись домой, пожилая женщина совсем перестала выходить из дома, а потом заперлась и отказалась пускать родственников.
— Через несколько дней она мне позвонила и сказала, что у нее нет еды, она голодает. Я сорвалась к ней, буквально через полчаса уже была у нее с продуктами, а она не открывает. «Ты пришла с подружкой, у вас ножи! Я вас не пущу», и вот в таком роде всё, — говорит Елена. — Потом брат каким-то чудом попал в квартиру, у нее уже было сильное истощение очень, не знаю, сколько она не ела. Мы поменяли замки, закрыли ее в квартире. Я начала возить продукты, но тогда она еще готовила сама. А потом как-то утром прихожу, в подъезде пахнет газом. 99% — это из нашей квартиры. Захожу, включены все четыре конфорки, она спит. Задержись я на пару часов, и всё. Пришлось отключить и газ. Уже полгода я готовлю сама и привожу ей готовую еду.
«Возвращаешься с работы, а у тебя вся квартира измазана говном»
Анне пришлось определить маму в частный пансионат для престарелых. Решение далось с трудом, но другого выхода она уже не видела.
— Мама жила со мной и в какой-то момент начала прятать деньги. Потом она не могла вспомнить, куда убрала их, и обвиняла меня, что я их украла. Каждая такая сцена выливалась в скандал, мама вела себя очень агрессивно, — рассказывает Анна. — Потом она начала теряться на улице, просто не понимала, где находится. После этого я стала закрывать ее дома.
Но это только еще больше злило старушку.
— Когда я уходила на работу, она била стекла, выбрасывала из окна вещи, кричала. Приходишь домой, а у тебя вся квартира измазана говном. Она уже просто не понимала, что делала, — говорит женщина. — Я видела, что дальше так продолжаться не может. Черт с ней, с квартирой, которую она просто разгромила за несколько месяцев, она могла сделать с собой что угодно, было опасно оставлять ее. Но я одна, и еще в таком возрасте, когда вынуждена работать, чтобы хоть как-то себя обеспечить, поэтому пришлось подыскать пансионат, где мама бы была под круглосуточным наблюдением.
Мама Анны прожила в частном пансионате два года. Там ей вовремя давали успокоительные препараты, агрессия ушла, но заболевание прогрессировало, она всё больше уходила в себя, постепенно угасая.
Деменция не имеет возраста
Врачи предупреждают, что деменция — удел не только стариков.
— Деменция — это большая проблема, потому что развивается заболевание не только у пожилых, и это не есть заболевание возраста.
«Деменция может возникнуть при любом процессе, когда страдает мозг»
— Это может быть токсическое воздействие, тот же алкоголь, наркотики, тяжелые инфекции, ВИЧ, сифилис, к примеру. Сейчас у нас ковид с вами на повестке дня. То есть там, где умирает мозг, возникает деменция, — объясняет врач-невролог, заведующая дневным стационаром поликлиники № 2 ГКБ № 6 Челябинска Наталья Ложковая. — Это заболевание прогрессирующее, и если на определенном этапе не начать лечить, мы уже не сможем восстановить то, что потеряно.
Деменция передается «по наследству», но привести к гибели клеток мозга вполне может некомпенсированный сахарный диабет, нелеченая гипертония, недостаток гормонов щитовидной железы, дефицит витамина В12. Симптомы болезни обычно проявляются постепенно, поэтому люди не обращают внимания на них, а за помощью врачей обращаются, когда процесс уже запущен.
Первые звоночки
Заметить первые симптомы деменции иногда может и сам пациент, но чаще изменения замечают близкие родственники.
— Деменция — прежде всего когнитивный дефицит, под это понятие попадают память, внимание, мышление, возможность анализировать ситуацию и предпринимать какие-то действия, — говорит врач-невролог. — Изменения в клетках мозга, в коре мозга приводят к нарушению когнитивной функции. Начинается всё обычно с появления забывчивости — человек забывает имена родных, названия каких-то предметов, забывает, зачем зашел на кухню. У нас с вами тоже так бывает, но когда это становится системой и человек заходит один, второй, третий раз на кухню и не помнит зачем, надо подумать, что происходит.
Дальше нарушается способность ориентироваться в пространстве и осваивать что-то новое.
— Пациенты говорят: «Я перестал ходить по крупным торговым центрам, я там теряюсь». Сначала это происходит в ситуациях стрессовых, когда много людей, незнакомая обстановка, а дома он еще справляется. Ему сложно обучиться чему-то новому. Как это проявляется? Элементарно, человек не может освоить сотовый телефон, — приводит пример Наталья Ложковая. — Есть масса людей, которые смартфон освоить не могут, не могут освоить компьютер, не могут запомнить номер своего телефона. То есть вроде бы такие простейшие действия вызывают проблемы. Если через время человек всё-таки начинает эти простейшие действия выполнять — он не может выучить сразу номер, но постепенно он это сделает, — это вариант нормы. А если он не делает и не хочет этого делать — это уже звоночек, потому что постепенно проблемы с интеллектом переходят в проблемы эмоционально-волевые.
Но родственники обычно замечают другое — у человека меняется характер.
— Так как человек не помнит некоторые вещи, это его раздражает, он становится раздражительным, выплескивает всё на своих родственников, потому что он не помнит, а признаться в этом неприятно, — поясняет специалист. — Его перестают интересовать хобби, ему ничего не интересно. На этом этапе нужно пойти к неврологу, обследовать, понять, нет ли заболеваний, которые приводят к такого рода вещам, если есть — скорректировать и назначить лечение.
Почему важно лечить деменцию
Оживить погибшие клетки мозга невозможно, а вот остановить их гибель — под силу современным препаратам, чтобы хотя бы сохранить тот уровень интеллекта, который у человека еще остался. В противном случае деменция может довольно быстро привести к смерти больного.
Редко, но бывают случаи, когда после назначения терапии у пациента всё встает на свои места. Так, например, было с Ниной Ильиничной, переболевшей ковидом этой осенью.
— Моей бабуле 87, до 79 лет она работала в школе, она педагог — учитель химии. Никаких особых проблем ни со здоровьем, ни с головой у нее не было, когда в выходные мы привозили правнуков, она всегда готовила для них подарочки. Когда началась пандемия, мы старались ее беречь и даже перестали привозить детей, но она всё равно заболела, КТ показала 53% поражения легких, — рассказывает внучка Ирина.
В больнице бабушка начала «чудить», а после выписки не узнала родных.
— Она начала теряться в пространстве, не понимала, где находится. Могла несколько раз подойти к медсестре и спросить одно и то же. На нее пытались надеть подгузники, но она их снимала, сама ходила в туалет, а там… стирала использованную туалетную бумагу, — говорит внучка. — Когда бабушку выписали, она перестала узнавать дочь, мою маму, помнила только, как зовут правнуков. Про меня она вообще не помнила, зато спрашивала, как поживает ее знакомый, который уже 20 лет назад умер.
Нину Ильиничну дети сразу показали неврологу и начали контролировать прием лекарств.
— Через пару недель бабушка начала приходить в себя и сейчас всех узнает, называет по именам, общается. В нашем случае процесс оказался условно обратимым, и это здорово, потому что очень страшно, когда бабушка как бы есть, но по факту ее нет — с правнуками книгу не почитает, интересную историю не расскажет. И вообще не вспомнит, кто ты, — делится Ирина.
Кроме приема препаратов и круглосуточной заботы таким пациентам важно организовать безопасное и комфортное пространство дома.
— Наши препараты — не панацея, они помогут тот уровень интеллекта, на котором пациент остался, сохранить и помочь мозгу как-то компенсироваться, — говорит невролог. — Пациент с деменцией должен очень долго оставаться социализированным, а раз так, он не должен оставаться в изоляции, мы должны ему напоминать, что он живет среди людей. Что мы можем сделать? Повесить часы с крупным циферблатом, календарь, портреты родственников и желательно крупно подписать. Мы должны сделать так, чтобы он не травмировался, не падал, не натыкался на углы, поэтому должно быть хорошее освещение, пол — не скользкий, в туалете и в ванне желательно установить поручни, нескользящие коврики, подставки — когда человек моется, он должен на чём-то сидеть. Эти вещи очень важны.
Государство в помощь
Но семья не всегда может обеспечить больному и уход, и лекарства, и круглосуточный присмотр. Как правило, родственники начинают искать другие варианты — сиделку или частный пансионат. Всё это стоит больших денег, но есть и бесплатные варианты, которые могут подстраховать в таких ситуациях.
— В 2019 году мы начали реализацию пилотного проекта по созданию групп дневного пребывания для граждан старших возрастных групп, страдающих деменцией, на базе отделений дневного пребывания комплексных центров Центрального и Тракторозаводского районов города Челябинска. Начиная с 2020 года данная технология применяется во всех комплексных центрах социального обслуживания, на базе которых работают отделения дневного пребывания, всего по области их 39, — рассказали в пресс-службе Министерства социальных отношений региона. — Данные технологии нестационарного социального обслуживания позволяют оказывать поддержку семьям, осуществляющим уход за гражданами пожилого возраста и инвалидами, на период их дневной занятости на работе.
Если переводить на понятный язык, то это своего рода детский сад для бабушек и дедушек, где за пациентами присмотрят, организуют досуг.
— Кроме того, в Челябинской области функционируют девять психоневрологических интернатов, расположенных в Челябинске, Магнитогорске, Копейске, Златоусте, Сосновском, Каслинском и Саткинском районах, — напомнили в министерстве. — Для предоставления социальных услуг необходимо обратиться в управление социальной защиты населения по месту жительства.
При серьезных поведенческих нарушениях и психозах на фоне деменции уже не обойтись без помощи психиатра.
— В этих случаях психиатрическая помощь оказывается в стационарных условиях во всех психиатрических больницах Челябинской области, — добавили в пресс-службе регионального Минздрава. — Лечение деменции возможно и в амбулаторных условиях, какой врач будет оказывать помощь, зависит от причины возникновения деменции и ее клинических проявлений. При необходимости психиатрической помощи следует обратиться к участковому психиатру, который определит потребность в госпитализации или амбулаторном лечении.
Бережем свой мозг и учим языки
Деменция в последнее время удел не только стариков, но и молодых пенсионеров в возрасте 65+. Чтобы не стать заложником погибшего мозга, врач советует не пренебрегать профилактикой.
— В советское время у нас была производственная гимнастика, и мы были самой читающей страной мира, и ведь не было в таком количестве деменции тогда. Люди были активны, люди двигались, — напоминает доктор. — Если говорить о профилактике деменции, то это обязательно здоровый образ жизни и дозированная физическая нагрузка — танцы, гимнастика цигун, фитнес. Необходима и интеллектуальная нагрузка — книги читать, песни петь, изучать что-то новое, например, иностранные языки. Конечно, важна и коррекция всех факторов риска, в первую очередь гипертонической болезни и сахарного диабета.
Всегда ли проблемы с памятью говорят о приближающейся деменции? Мы разобрались, где норма, а когда стоит бить тревогу.
Кроме ухудшающегося психического состояния стариков, и многие молодые пациенты жалуются, что после ковида впадают в депрессию. Мы узнали, почему коронавирус сказывается на эмоциональном фоне пациентов.