В Челябинске офтальмологические клиники планируют поднять цены на операции. Это может произойти уже в апреле. Основная причина — рост курса валют, ведь большая часть оборудования и расходных материалов закупаются за рубежом. Придется ли отказываться от привычных линз, американских и немецких хрусталиков, что будет с операциями по восстановлению зрения и стоимостью услуг — мы спросили у врачей-офтальмологов и руководителей клиник.
Что происходит с поставками?
Если в некоторых отраслях из-за санкций началась откровенная паника, то офтальмологи пока стараются сохранять оптимизм.
— Проблемы есть у всех, но пока мы вместе с нашими поставщиками их решаем, — говорит владелец «Оптик-центра» Артем Власенко. — Сейчас для всех две главные проблемы — это логистика, доступность изделий и их цена. И все-таки первое — это логистика, поставки и доступность, потому что, когда ничего нет, это совсем плохо, а когда есть, но по другой цене, здесь мы уже включаем свои какие-то механизмы. На днях общался с нашими поставщиками по хирургии — это немецкая компания, один из лидеров. Сначала они вроде бы поставили на стоп все отгрузки, но потом вывели из-под санкций многие продукты. Да, цена выросла, но поставки для операций, те же хрусталики, на складах есть, они доступны, и, в принципе, логистика из Европы есть, то есть основные вещи под жесткие запреты не попали.
Перебои с поставками пока не критичны, отмечают эксперты, и больше связаны с ажиотажем.
— По крайней мере, все необходимое для работы есть, и даже если есть сложности с поставками, перебои, то пока мы этого не ощутили. Зная, какой у нас примерно объем операций, мы все закупаем в начале года, естественно, на ближайшие месяцы нам хватит. Ну и потом, пока никто не отказывает в расходниках, пока ситуации, когда ничего нет, ее нет, — отмечает главный врач клиники «АртОптика» Людмила Куколева.
«Да, что-то пропадает на рынке, как сахар, но только потому, что многие начинают запасаться, а на самом деле это есть»
— Проходит какое-то время, и это можно купить. Мы заказывали «Пентакам» (прибор для обследования роговицы. — Прим. ред.), какие сроки поставки были, так он и идет, заказали хирургическое кресло в операционную новое, да, цена будет новая, но оно идет.
Какие хрусталики будут ставить?
Пациентов, которые в ближайшее время планировали операции по поводу катаракты, сейчас волнует вопрос, что же будет с искусственными хрусталиками? Будут ли доступны зарубежные образцы или только российские? Как выяснилось, частные клиники переходить на импортозамещение пока не готовы.
— Российские хрусталики есть, но мы даже в рамках обязательного медстрахования их не ставим, я люблю российские продукты, но в нашей сфере таких нет. Мы не имплантируем ни индийские, ни российские, — говорит руководитель «Оптик-центра». — Есть немецкие, американские, японские, главное, чтобы поставки продолжались.
— Хрусталики, при которых человек видит и вдали, и вблизи, и на средние расстояния, видит с астигматизмом, и, несмотря на астигматизм, хорошо видит без очков, это американские. Мы работаем с ними и продолжаем работать. Они есть в наличии, но там пришли другие цены, — сетует главврач «АртОптики». — Качество, которое мы гарантировали нашим пациентам, таким и будет — снижать его, переходить на низкопробные товары, низкопробные хрусталики мы не станем.
Людмила Куколева добавляет, с российскими хрусталиками ее клиника не работает.
— В свою бытность я российскими линзами пользовалась только в 90-е годы. Было производство у Святослава Николаевича Федорова, на базе его научно-исследовательского института были неплохие хрусталики, мы ими пользовались. Но потом почему-то это производство не стали развивать. Сейчас я даже не знаю про российские хрусталики, насколько они хороши, насколько они могут соперничать, конкурировать, — признается она.
Впрочем, государственные клиники не столь критичны к хрусталикам российского производства, их сейчас применяют не только региональные офтальмологические центры, но и федеральные.
— Искусственные хрусталики российского производства используются как для хирургии осложненной катаракты при невозможности стандартной фиксации интраокулярной линзы, так и при хирургии неосложненной катаракты со стандартной фиксацией в капсульном мешке. Данные модели интраокулярных линз эластичные и имплантируются через хирургические микродоступы. Срок наблюдения за данными пациентами статистически длительный, — отмечает младший научный сотрудник отдела трансплантационной и оптико-реконструктивной хирургии переднего отрезка глазного яблока МНТК «"Микрохирургия глаза" имени академика С.Н. Федорова» Минздрава России Ольга Антонова.
Что будет с ценами?
При сегодняшней чехарде с курсами валют сложно что-либо прогнозировать, поэтому принимать решения частным клиникам приходится здесь и сейчас. По словам наших собеседников, до конца марта цены на большинство услуг были заморожены, но уже в апреле по некоторым позициям может произойти повышение.
— Март мы дорабатывали по старым ценам, — говорит Людмила Куколева. — Да, с марта самая большая проблема — это цены, но это совершенно от нас не зависит, это зависит от курса доллара и евро. Думаю, нам надо пережить этот период с ценой, она резко вскочила и теперь устаканивается.
«Я оптимистка, но не настолько, чтобы думать, что цена пойдет резко вниз и что-то изменится, но она явно устаканится»
В «Оптик-центре» тоже готовятся пересмотреть прайсы в апреле.
— Моя задача и задача моей команды сегодня — контролировать рост цен и ни в коем случае не делать такое же удорожание [как у валюты]. Более того, сегодня на то, что куплено раньше, мы цены не повышаем, и не будем повышать, пока не выработаем склад. По хрусталикам у нас уже в апреле будет корректировка цены, — прогнозирует Артем Власенко. — Но опять же если курс вырос примерно на 40%, то наше повышение будет максимум в пределах 20%, не больше. С 1 апреля на лазерную коррекцию [поднялась цена], там очень много расходников, и они дорожают, но цена тоже не поднимается больше чем на 20%. По поводу диагностики мы вообще ничего не повышаем, несмотря на то, что оборудование все импортное. В любом случае повышение не будет равнозначно курсу или ценам поставщика, мы выработали формулу, по которой наше повышение значительно меньше. Моя задача — сохранить доступность методов лечения, сохранить оборот, потому что нам тоже нужно работать, развиваться, у меня работает 450 человек, и у каждого семья, ипотека, еще что-то.
Что будет с очками и линзами?
Что касается безоперационных средств коррекции зрения — очков и контактных линз, то здесь стоимость диктует рынок, и маневрировать с нею сложнее, но варианты есть.
— Цены повысились и на оптику, мы их тоже долго держали, мы сделали акции для детских линз, для детских линз очковых, чтобы звено, которое на самом деле очень нуждается в лечебных очковых линзах, могло получать их по цене, которая была, — говорит Людмила Куколева. — Сейчас программу лояльности разрабатываем, все, что со своей стороны можем делать, мы делаем.
— В плане очковых и контактных линз, оправ и вообще средств коррекции зрения, на то, что у нас сейчас лежит на полках в 25 салонах, мы не будем повышать цены до получения новых позиций, — отмечает Артем Власенко. — На то, что будет приходить по новым ценам, как я уже говорил, повышение не будет равнозначно курсу или ценам поставщика.
Что касается поставок оправ и линз, тут без потерь из-за санкций не обошлось.
— Одна компания, лидер на рынке, закрыла поставки оправ и линз в Россию, но, я думаю, мы это переживем, потому что мы никогда не делали ставки на одного раскрученного поставщика, — говорит владелец «Оптик-центра». — У нас есть другие партнеры, даже если что-то подпадает под санкции, находятся пути у поставщиков через какие-то свои дочерние компании, которые осуществляют поставки. Также у нас есть лаборатории российские, которые делают линзы из полузаготовок — хорошие качественные продукты на хорошем оборудовании, а когда большая часть делается в России, это влияет на цену.
Сохранятся ли бесплатные операции?
Тем, кто планировал операции на глаза по полису обязательного медицинского страхования, пока переживать не о чем — отказываться от них не собираются ни государственные, ни частные клиники.
— Мы пока с учетом того, что расходники закупили, ничего не меняем. У нас расходники при коммерческой операции и при операции по ОМС одни и те же, потому что только так можно гарантировать качество и высокую остроту зрения, — отмечает Людмила Куколева. — По программе госгарантий мы ставим израильскую линзу, она тоже очень хорошая.
Конечно, если цены на расходники в ближайшее время не снизятся, тарифы ОМС нужно будет пересматривать, но это уже вопрос к Фонду обязательного медстрахования, правительству региона и страны.
Санкции отразились на разных сферах нашей жизни, но особенно болезненны те, что касаются здоровья. В середине марта, например, челябинцы столкнулись с отсутствием ряда лекарств в аптеках, в том числе «L-тироксина» и «Эутирокса». Смотрите в нашем репортаже, что происходило в аптеках и как это прокомментировали представители фармацевтического рынка.
С проблемами из-за роста цен столкнулись челябинские стоматологии, мы узнали, как изменится их работа из-за экономических ограничений.