После публикации 74.RU о смерти 67-летней Надежды Ахметшиной из Сатки следователи возбудили уголовное дело. Пациентка дважды вызывала скорую в новогодние праздники, но ей отказывали в госпитализации. Медики говорили, что ее мучает остеохондроз, а умерла пенсионерка от инфаркта. Под нашей статьей об этом случае в комментариях развернулась дискуссия. Читатели отметили, что знают мало подобных историй, которые бы закончились наказанием медиков. Мы попросили адвоката оценить перспективы уголовного дела.
«Техническое» уголовное дело?
Многие читатели 74.RU сомневаются, что медиков подвергнут серьезному наказанию.
— Никто их не посадит, там это стабильность. У меня всё еще уголовное дело висит, с места не движется, — полагает читатель сайта.
— Не посадят, работать некому, — уверен другой.
Действительно, случаи причинения смерти по неосторожности редко доходят до суда. Например, мама скончавшегося после падения с велосипеда в ЖК «Привилегия» Артема Грачева после трагедии требовала наказать лечащего врача, просмотревшего ушиб сердца. К делу подключался глава СК РФ Александр Бастрыкин, но вину врача так и не доказали.
Не могут добиться наказания для врачей и родители мальчика, который умер в ГКБ № 8 спустя две недели после рождения.
А девочка у Натальи Борисовой из Копейска родилась мертвой на следующий день после того, как в перинатальном центре роженице сказали: «Езжай домой, терпи, гуляй». Родители уже несколько лет борются за наказание для врача, но дело увязло в экспертизах.
Между тем есть и исключения. Например, за смерть ребенка, заболевшего ОРВИ, отдадут под суд работницу скорой помощи Челябинска. Мама вызвала скорую, но не дождалась медиков, поэтому решила сама везти сына в ГКБ № 8. Ребенок скончался в машине по дороге.
Десятки существенных вопросов
Председатель коллегии адвокатов «Филатов и партнеры» Илья Филатов считает, что по ситуации в Сатке еще рано давать прогнозы, ведь известна только точка зрения родных умершей пациентки, а установить истину должна экспертиза. Зачастую в таких делах одного исследования или мнения эксперта недостаточно.
— Для меня как для специалиста очевидно, что если уголовное дело возбуждено, значит, будет назначена судебная медицинская экспертиза, призванная установить причину смерти, а также установить наличие причинной связи между смертью и действиями медицинского работника. Следователям предстоит ответить на ряд вопросов, из которых наиболее важны следующие: отчего наступила смерть человека и не наступила ли она от ошибочных действий медика. Имелись ли у медика основания для госпитализации человека или, наоборот, для отказа в этом, ведь эти правила предусмотрены в стандартах и регламентах оказания срочной медпомощи. Какие нарушения регламентов допущены медиком и каким образом они повлияли или могли повлиять на развитие ситуации. На самом деле таких существенных по значимости вопросов может быть до нескольких десятков.
При этом даже если в действиях фельдшеров найдут нарушения, то они могут уйти от ответственности — моральный вред в этом случае родным пациентки выплачивает больница.
— Медики тоже могут ошибиться, но далеко не во всех случаях их действия расцениваются как преступные. Как правило, это происходит, если ими нарушена процедура, требования нормативных актов или допущены грубые ошибки при постановке диагноза или тактике лечения, как отказ в госпитализации, — говорит Филатов. — При этом на данный момент уже сформирована практика взыскания морального вреда с медицинских учреждений, в случаях незаконного отказа от госпитализации.
Также Илья Филатов подчеркнул, что «медицинские» дела могут заканчиваться приговором в отношении врачей, но едва ли речь будет идти о лишении свободы.
— Как правило, в описанных ситуациях может применяться как статья 124 Уголовного кодекса РФ («Незаконный отказ в медицинской помощи»), так и статья 109 УК РФ («Причинение смерти по неосторожности»). Речи о реальном лишении свободы не идет, поскольку обе статьи относятся к категории «легких», — заключил эксперт.
Напомним, обстоятельства смерти Надежды Ахметшиной расследуют по части 2 статьи 109 УК РФ (причинении смерти по неосторожности из-за ненадлежащего исполнения обязанностей).
Виновному по ч. 2 ст. 109 УК РФ грозит до трех лет лишения свободы либо принудительные работы на тот же срок с запретом занимать определенные должности.