В Челябинской областной детской клинической больнице (ЧОДКБ) готовят к выписке необычного пациента. За полгода с момента рождения мальчик перенес шесть операций. Ребёнок сам ест, набирает вес, гулит и улыбается маме. Специалисты уверены — ещё через полгода о проблемах после рождения останутся лишь воспоминания, а малыш будет расти здоровым, радовать родителей и старшую сестрёнку.
Полугодовалый Владик появился на свет на сроке 29 недель.
— Беременность протекала хорошо, все УЗИ были в норме, но в 29 недель вдруг начались схватки. Из Пласта меня на скорой привезли в перинатальный центр. Здесь врачи ещё три дня пытались сохранить беременность, но не получилось, начались роды, — вспоминает Елена.
Малыш родился с весом 1200 граммов — не самый маленький, но чтобы выходить его, врачам пришлось постараться. Шесть дней Владик провёл в реанимации. Когда кроху перевели в отделение, и, казалось, самое страшное уже позади, выяснилось, что проблемы только начались.
— Когда сына начали кормить, у него животик надулся, оказалось, развился некротический энтероколит, — вспоминает мама мальчика. — Была назначена экстренная операция, на которую пригласили Павла Григорьевича (Павел Бабошко — руководитель центра хирургии для новорожденных и детей грудного возраста ЧОДКБ, неонатальный хирург. — Прим. авт.). Успокаивали, говорили верить и надеяться. Его даже не могли тогда перевести в детскую больницу, потому что он был нетранспортабелен.
По словам специалистов, такая патология, как у Влада, сегодня встречается всё чаще. Если ещё несколько лет назад подобные пациенты были единичны, то с начала этого года хирурги прооперировали больше десяти малышей с такой патологией.
— За девять месяцев у нас в области прошло на пять тысяч родов меньше, чем в прошлом году. И мы думали — работы убавится, но как бы не так, — говорит Павел Бабошко. — По нашим ощущениям, недоношенных деток становится больше, и они требуют больше внимания. Если доношенного ребёнка с пороком развития мы прооперировали и выписали, то недоношенные детки могут находиться у нас месяцами. В том числе некротический энтероколит — это проблема недоношенных малышей. Заболевание возникает из-за совокупности факторов. Здесь роль играют и гипоксия, и нахождение на искусственной вентиляции лёгких, и нахождение в реанимации, ведь в каждом таком отделении есть своя микрофлора, не всегда удается вскармливать малышей маминым грудным молоком. В результате кишечник страдает и может весь уходить в некроз. Как правило, страдает тонкая кишка, она отмирает.
Лечить маленьких пациентов приходится хирургическим путём и в несколько этапов.
— Пища не проходит через повреждённый участок кишечника, он как бы запаивается. Сначала мы проводим санацию брюшной полости и выводим стому, чтобы можно было ребенка кормить, — объясняет доктор. — Вторым этапом мы формируем отводящую кишку. И только на третьем этапе соединяем части. Иногда кишку приходится сшивать из нескольких участков здоровых тканей. В таких случаях приходится делать несколько анастомозов, или соединений.
Минимум три операции в первые дни жизни и это при весе малыша чуть более килограмма! А иногда хирургам приходится оперировать малышей и с экстремальным весом, менее килограмма, и здесь без ювелирной точности и виртуозного мастерства не обойтись.
— Сейчас хочется забыть все эти операции как страшный сон. У нас ведь ещё с глазками проблемы были, начиналась ретинопатия, и потребовались дополнительные вмешательства, — говорит Елена. — В общей сложности шесть месяцев мы провели в больнице, и шесть операций. Но благодаря Павлу Григорьевичу и другим врачам сейчас у сына уже всё хорошо: он весит пять килограммов при росте 66 сантиметров, что соответствует его трёхмесячному возрасту (ведь первые три месяца он навёрстывал то, что должен был получить в животике). Сын уже гулит, улыбается, развивается как все здоровые дети.
По словам врачей, прогноз по восстановлению у таких малышей хороший, и при соблюдении рекомендаций мамами к году о перенесённых операциях уже ничего напоминать не будет.
Спустя полгода после рождения маленький Владик готовится к выписке из больницы.
— Завтра обещают выписать, — улыбается Елена. — Страшновато, конечно, в самостоятельное плавание, где не будет рядом врачей, но сейчас уже нет стомы, сын сам кушает, растёт. Надеюсь, справимся, тем более дома помощница ждёт не дождется младшего братика.
Как сообщал 74.ru, в мае этого года специалисты центра хирургии новорожденных провели крайне редкую операцию по удлинению кишечника новорожденному, появившемуся на свет с серьёзной патологией, и уже поставили на поток операции малышам, рожденным с атрезией пищевода.
Кстати, у нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона. Хотите первым читать наши материалы? Подписывайтесь: t.me/news_74ru.
Фото: Олег Каргаполов