Семья челябинца Михаила Чудинова несколько месяцев добивается выделения для него положенных по закону подгузников и пелёнок. Год назад мужчина оказался прикован к кровати из-за быстро прогрессирующего тяжёлого заболевания. Его признали инвалидом, но в необходимых средствах реабилитации отказали. Родные утверждают: проблема в том, что по полису он приписан к частной поликлинике, на которую Минздрав якобы не может повлиять. В деталях разбирался 74.RU.
В 2017 году врачи обнаружили у Михаила Чудинова боковой амиотрофический склероз (БАС). Эта болезнь убивает нервные клетки головного и спинного мозга, вызывает атрофию мышц и в конечном итоге приводит к смерти пациента. Два года болезнь развивалась у челябинца постепенно. В 2018 году ему оформили вторую группу инвалидности. А 1 января 2019 года состояние Михаила резко ухудшилось.
— Папа слёг. Сейчас он полностью обездвижен, у него нет речи — только мычание. Он не может нам сказать, что с ним, что у него болит — только крики. Он питается через зонд и на данный момент полностью зависит от нас, родных, — рассказала 74.RU дочь мужчины Анастасия Васильева. — Папа по прописке наблюдается в клинике «Полимедика». Мы просили их, чтобы папу признали паллиативным больным, но его никак не признавали. Кое-как я добилась, чтобы его положили в паллиативный стационар. При госпитализации в октябре 2019 года нам сказали: «Предоставляйте нам четыре памперса и четыре пелёнки ежедневно. Вы же получаете их». Но мы никогда этого не получали и даже не знали об этом.
Именно с этого момента, по словам Анастасии, началась борьба их семьи за получение для её отца специальных подгузников, которые положены ему по закону.
— Мы их пытаемся получить по сей день. Неоднократно обращались в «Полимедику». Приходили к нам врачи: невролог, терапевт. Все говорили, что, конечно, ему положены [подгузники] — пациент-то лежачий, — продолжает Анастасия. — Но заведующий врачебной комиссией в «Полимедике» сказал, что папа с его заболеванием в памперсах не нуждается. Мама пошла к главврачу, а она ей сказала, чтобы папа лежал целый день на судне и что ему памперсы не положены. Получается, обездвиженный человек должен всегда лежать на судне? Мы написали жалобу в Министерство здравоохранения по поводу грубого отношения главврача поликлиники. Но министерство ответило, что ничем нам не поможет, потому что «Полимедика» является частной клиникой.
Частный медцентр «Полимедика» начал обслуживать жителей Северо-Запада Челябинска по полисам обязательного медстрахования с осени 2017 года. Управление здравоохранения прикрепило к новой поликлинике более 50 тысяч жителей города.
Семье помогает московский благотворительный фонд, специализирующийся на БАС. Так как болезнь быстро прогрессировала, они предоставили челябинцу аппарат для искусственной вентиляции лёгких и аспиратор. В январе 2019 года Михаила Чудинова бессрочно признали инвалидом первой группы. Но поправки в индивидуальную программу его реабилитации, согласно которым ему должны были выделять памперсы как лежачему больному, так и не внесли.
— Документы на медико-социальную экспертизу собираются в самой поликлинике. «Полимедика» предоставляет их в бюро социальной экспертизы на Красноармейскую для разработки индивидуальной программы реабилитации. В 2018 году, когда папе поставили вторую группу инвалидности, ему по программе реабилитации предоставили санитарное кресло, инвалидную коляску и противопролежневый матрас. Мы получили это, когда папа уже слёг, — уточняет дочь Михаила Чудинова. — И лишь в декабре 2019 года, как выяснилось недавно, папе заочно по переданным «Полимедикой» данным разработали новую программу реабилитации. Но подгузники в неё так и не внесли. На вопрос мамы, где же памперсы, в бюро ей ответили: «Ваша "Полимедика" сказала, что вы не нуждаетесь в этом». Мы написали жалобу на это решение в бюро соцэкспертизы, и там нас направили к урологу в «Полимедику». Получился замкнутый круг. Хотя невролог этой же клиники по результатам осмотра папы написал, что папе необходимы подгузники, и отправил к терапевту, чтобы заполнить индивидуальную программу реабилитации.
Вместе с жалобой в Минздрав семья также обратилась в прокуратуру. Там обращение перенаправили в Министерство социальных отношений Челябинской области.
В «Полимедике» на вопрос 74.RU о ситуации с Михаилом Чудиновым ответили, что сделали всё, что от них зависело.
— Поликлиника никаких средств реабилитации не выдаёт. Это всё при наличии показаний решает медико-социальная комиссия. Её врачи выезжают к пациенту на дом, и только они могут определить, какое назначить ему средство реабилитации, чтобы облегчить его состояние. Поликлиника только описывает сегодняшнее состояние пациента и направляет его на прохождение медико-социальной экспертизы с теми симптомами, которые у него на сегодняшний день есть, — уточнили 74.RU в медучреждении. — Просто у этого пациента состояние утяжелилось за то время, пока ему оформляли медико-социальную экспертизу. Мы столкнулись с непониманием родных, они нас не хотят услышать. Если родственники обратятся, мы можем заново направить его на медико-социальную экспертизу. Но сейчас пациент находится в стационаре, и врачи поликлиники не могут его осмотреть — нужно дождаться, когда его выпишут.
О ситуации с отцом дочь Михаила Чудинова рассказала на своей странице в соцсети. Под этим постом представитель «Полимедики» сообщил, что руководство медучреждения провело внутреннюю проверку.
— С нашей стороны было сделано: проведены осмотры и анализы, выписаны направления на МСЭ (медико-социальную экспертизу. — Прим. ред.) с перечислением необходимых средств реабилитации, в том числе памперсов и впитывающих пелёнок, — говорится в сообщении представителя «Полимедики».
Анастасия Васильева в ответ приводит выписки из выданных клиникой заключений, в которых абсорбирующие изделия не указаны.
В пресс-службе Минздрава 74.RU уточнили, что решением вопроса с индивидуальной программой реабилитации инвалидов занимается Главное бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области. Там подтвердили, что рассматривали документы Михаила Чудинова, но подчеркнули — в подгузниках ему отказали именно из-за заключения поликлиники, в которой наблюдается челябинец.
— Заявление на освидетельствование с целью разработки индивидуальной программы реабилитации поступило 29 ноября. Проведение экспертизы было заочным. Была составлена программа дополнительного обследования в медицинской организации «Полимедика», которая направила пациента на медико-социальную экспертизу. И было запрошено заключение уролога. 25 декабря было получено заключение уролога и справка врачебной комиссии, в которой было чётко написано, что «данных за наличие у пациента недержания мочи не выявлено, оснований для выдачи влаговпитывающих материалов (памперсов, пелёнок) нет», — прокомментировала заместитель руководителя по экспертной работе Главного бюро медико-социальной экспертизы по Челябинской области Наталья Бутасова. — Изначально в направлении на экспертизу у них указано, что больной нуждается в абсорбирующих изделиях, а в дальнейшем, когда было запрошено заключение уролога, поликлиникой дано диаметрально противоположное заключение. На основании него и было вынесено решение об отказе в выдаче памперсов.
Уже в ходе подготовки этой публикации, после направления запроса 74.RU в областное бюро медико-социальной экспертизы, выяснилось, что 21 января эксперты учреждения провели новое освидетельствование Михаила Чудинова и с учётом тяжести его состояния наконец решили внести в программу его реабилитации пелёнки и подгузники.
— Учитывая этиологию заболевания, проблемы с нарушением мочевыделительной функции идут из-за центральной нервной системы, а не из-за мочеполовой системы. Поэтому такое недопонимание возникло. Мы считаем, что имеются основания для обеспечения пациента этими изделиями, — заключила Наталья Бутасова.
У челябинских инвалидов периодически возникают проблемы не только с получением средств реабилитации, но и с выплатой компенсаций за самостоятельную их покупку. Ранее мы рассказывали о женщине, которой дважды отказали в компенсации за инвалидную коляску для матери-инвалида. Получить выплату семье, оказавшейся в трудном финансовом положении, удалось лишь после публикации 74.RU.
Оказались в похожей ситуации? Расскажите нам об этом на почту редакции, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.