RU74
Погода

Сейчас-5°C

Сейчас в Челябинске

Погода-5°

переменная облачность, без осадков

ощущается как -9

3 м/c,

ю-в.

736мм 86%
Подробнее
0 Пробки
USD 91,69
EUR 98,56
Мой дом Игорь Лазарев, вице-президент Союза предприятий строительной отрасли Челябинской области: «Строители не ждут помощи от власти!»

Игорь Лазарев, вице-президент Союза предприятий строительной отрасли Челябинской области: «Строители не ждут помощи от власти!»

Реальную рыночную стоимость жилья не знает никтоОплата труда строителей неадекватна рыночным условиям Челябинской областиНеобходимо освобождать застройщиков от арендной платы на период строительства

Период, когда каждый участник рынка работал в одиночку, похоже, проходит. Сегодня все чаще предприниматели заключают соглашения, объединяются в союзы и ассоциации. В Челябинской области уже почти год работает Союз предприятий строительной отрасли. Сегодня в него входит 39 предприятий и три общественных организации. Для чего объединились строители области? Какие вопросы им удается решить сообща? Об этом корреспонденту «Домострой» рассказал вице-президент, исполнительный директор Союза Игорь Лазарев.

- Игорь Михайлович, расскажите, пожалуйста, о том, для чего был создан союз строителей.

- Мы работаем совместно с администрацией области, с профсоюзами строительной отрасли. По сути своей, мы союз работодателей. Во взаимоотношениях с администрацией мы защищаем интересы предприятий, их развитие, во взаимоотношениях с профсоюзами мы тоже защищаем интересы предприятий – юридических лиц. Мы находим согласованные позиции, для того чтобы трудящимся предприятий жилось лучше и чтобы достаточно эффективными были показатели этих предприятий. По разным категориям, начиная от сырьевой базы и заканчивая интересами архитекторов, мы выполняем различные мероприятия. Все они направлены только на одно: на увеличение доступности жилья в Челябинской области, на развитие строительной базы области и на создание творческим организациям (проектным институтам, архитектурным мастерским) условий для нормальной деятельности. Может быть, это громко сказано, но, в принципе, это и есть задачи союза.

Сейчас в нашем союзе 39 предприятий, которые объединяют больше 20 тысяч работающих, и три общественных организации: ассоциация проектных, конструкций, технологических организаций «Южуралпроект», она объединяет порядка 20 субъектов, челябинский клуб архитекторов и строителей, Южно-Уральское техническое общество, которое объединяет строителей Миасса. Недавно мы приняли еще одно предприятие – «Агроинвестстрой». Это крупнейший заказчик по селам области.

Хотя нашей организации уже почти год, реально мы начали работать в январе этого года. Кое-что уже сделано. Сейчас у нас начал работу сайт союза. Он позиционируется как строительный сайт Челябинской области. В течение ближайшего месяца мы планируем подключить к участию в нем около 200 предприятий для того, чтобы они могли рассказать о себе на этом сайте и рекламировать свою продукцию. Это сайт Уральского федерального округа. Он охватывает Пермскую, Тюменскую область, Сибирь в той части, которая касается Тюменской области, Свердловскую и Челябинскую области. С помощью этого сайта мы пытаемся решить задачу удешевления строительных ресурсов. Потому что когда появляется альтернатива, можно выбрать более дешевый и качественный товар.

На прошлой неделе было подписано соглашение с Союзом строителей Урала и с Союзом предприятий стройиндустрии Урала. Это свердловские организации. С ними мы наметили ряд совместных работ, часть из которых уже выполняется. Например, издание совместных территориальных каталогов изделий по Уралу. Там будут представлены Челябинская, Свердловская и в дальнейшем Пермская область. Такие каталоги мы уже начали делать.

- Какие практические задачи решает Союз строительных организаций?

- Сейчас, например, мы рассматриваем обращения нескольких фирм, которые занимаются камнеобработкой, по организации для них тематических займов либо лизинговой помощи по приобретению камнеобрабатывающего оборудования. Чем интересна эта проблема? Дело в том, что эти предприятия вполне обеспечивают потребности Челябинской области. В силу того, что у нас уникальные месторождения, наша продукция пользуется большим спросом за пределами Челябинской области. Поэтому если не развивать эту отрасль, то мы можем, во-первых, потерять хорошие заказы, а во-вторых, не избежать скупки этих предприятий структурами, которые находятся за пределами Челябинской области. Сейчас два достаточно успешных предприятия у нас уже куплены. Одно купили петербуржцы, второе – представители Свердловской области. Поэтому сейчас совместно с администрацией области и ПРОМАССом мы рассматриваем вопрос, как помочь развитию камнеобрабатывающих предприятий.

- Строительные объединения есть и в других областях. Организация Челябинской области с ними взаимодействует?

- Да, конечно. Мы взаимодействуем с организациями Свердловской области. У них создано четыре союза: союз предприятий строительной отрасли, союз строителей, союз проектных объединений и союз строителей Урала. Союзы строителей есть еще в Перми и в Тюмени. С ним мы тоже планируем подписать в этом месяце соответствующие соглашения и работать вместе. Конечная цель у нас (в этом году, надеемся, на нее выйдем) – создание координационного совета союзов, входящих в Уральский федеральный округ. На принципах ротации президенты наших союзов будут руководить этим координационным советом. У нас очень много общих задач. На равноправной основе мы будем сотрудничать со всеми союзами Уральского федерального округа. Мы планируем вступление в союз строителей России, чтобы представлять на федеральном уровне интересы местных строителей.

- Какую пользу местным строителям принесет вступление организации в Союз строителей России?

- Это нужно для того, чтобы выходить на уровень министерств и ведомств. Лучше это делать через федеральные структуры, такие, как союз строителей. В целом мы организация, ориентированная на Урал. Ведь строительство в какой-то мере самодостаточно. Испокон веков в строительстве использовались местные материалы. Вопрос экспортно-импортных отношений перед нами стоит не так остро, как перед другими отраслями.

- Каковы сегодня основные проблемы челябинских строителей?

- Первая основная проблема, из-за которой и возник союз, это разобщенность и не совсем правильная конкуренция. Я вижу проблему в ценообразовании строительства в Челябинской области. Потому что у нас вопрос оплаты строителей неадекватен рыночным условиям Челябинской области. Отсюда возникают проблемы. Строители стремятся выйти за пределы Челябинской области, чтобы работать.

Еще одна проблема – взаимоотношение с органами власти с точки зрения согласования технических условий, выделения площадок в городах и районах области. Сейчас мы вместе с администрацией рассматриваем вопрос об освобождении от арендной платы застройщиков на период строительства. Долгострои – это еще одна болезнь Челябинской области. Если мы хотим быстро и дешево построить, мы должны создать строителям условия. Мы должны сказать: «На нормативный срок мы тебя освобождаем от арендной платы, но после этого срока мы будем прогрессивно поднимать налог». Пойти на этот шаг сложно: это некоторая потеря денег, которые идут в бюджеты городов и районов, но это действие, направленное на доступное жилье. Потому что это те затраты, которые накладываются на покупателей квартиры. Это, кстати, беда не только Челябинской области, это есть во многих районах. Сейчас мы готовим закон, который будем выносить на Законодательное собрание Челябинской области.

Серьезная проблема на сегодняшний день, по моему мнению, - неоптимальная структура строительного комплекса Челябинской области. Во-первых, это касается стройиндустрии. Вот для этого мы делаем баланс и программу ее развития в области. Наша стройиндустрия «заточена» под старые технологии. Сейчас возникают новые направления: монолит, каркас, ячеистые блоки. А стройиндустрия еще вся выстроена под старые строительные технологии. Нам надо ее сейчас модернизировать и переориентировать. Это потребует достаточно больших капиталовложений, ликвидации некоторых предприятий.

Еще один момент, мнение, которое разделяют не все члены нашего союза – необходимо переходить от вертикальной интеграции, которая у нас сейчас намечается и усиленно ведется, к горизонтальной интеграции. Сейчас у нас у каждой строительной подрядной организации появляется желание иметь свой заводик по производству бетонных изделий, заводик по производству цемента. Да, это хорошо. Это оптимизирует затраты, дает некую свободу от поставщиков, формируются свои службы заказчика, вплоть до создания своих ЖЭКов. То есть выстраивается некий вертикально ориентированный холдинг, который делает все от А до Я. Здесь, кроме удобства для этих организаций, возникает две вещи. Первое: появляется монополист на весь цикл работ. Второе: внутри этой организации возникают неоптимальные подразделения. Потому что она работает только на свой объем, независимо от тех мощностей, которыми располагает. Там достаточно высокие цены, потому что на малый объем производства падают большие затраты. И когда эти предприятия пытаются выйти за пределы своего холдинга и продавать свою продукцию, она, как правило, неконкурентоспособна.

В условиях, которые складывались в период знаменитого перехода к рынку, это было неким выходом. Но сейчас это стало тормозом, с моей точки зрения. Надо переходить к горизонтальной интеграции, то есть выстраивать специализированные организации, которые очень четко взаимодействуют между собой. Есть завод по производству пластиковых окон – пусть он обеспечит рынок Челябинской области пластиковыми окнами. Пусть это будет два-три предприятия, выпускающие окна разной конструкции, разной стоимости. Но предприятия будут «заточены» только на это. У нас должны быть общестроительные организации, электромонтажные, сантехнические. В этих организациях будут работать специалисты, которые обладают хорошим инструментарием и быстро и качественно делают свою работу. Здесь возникает вопрос грамотной координации и организации строительного процесса и четко выстроенных законодательных отношений. Тогда, с моей точки зрения, это будет более эффективная, более дешевая и более качественная организация работы.

- Каковы тенденции современного строительства, чего больше строится в Челябинске в последнее время?

- Строится все больше жилья. С отставанием соцкультбыта и благоустройства. То есть сейчас в силу того, что государство пока финансово слабо, на первое место вышел покупатель. Ему нужна квартира. Из-за того, что у нас низкая платежеспособность населения, его не интересует элитное жилье. Большинству населения сегодня не нужны шикарные дома, где стоят великолепные повысительные насосы, дублирующая котельная, мраморный подъезд и консьерж. Ему нужны квадратные метры, в которых он может жить. И человек не обращает внимания на то, что, может быть, благоустройство там не очень, в садик надо ребенка везти целый час. Поэтому под потребность населения начали строить. Все застройки последних времен именно такие. Сейчас все строят жилье.

В последнее время стали возводить комплексные кварталы. Это такие фирмы, как «Монолит», «Массив», «Строитель–7». Они берут кварталы и застраивают их вместе со всей инфраструктурой. Это правильный подход. Но надо было этим фирмам нарастить большие мощности оборотных средств, потому что оплата идет по мере строительства, а громадные вложения в участок надо делать сразу. Поэтому подобным строительством занимаются только крупные фирмы. Идет у нас и промышленное строительство. Сейчас «Мечел» активно реконструкцией занимается. Но это несистемные, редкие вещи. Машиностроение сейчас вообще не занимается модернизацией. Есть федеральные объекты, достаточно большие и емкие, работающие на территории Челябинской области, но их реконструкция не носит системный характер.

- В последнее время много говорят о буме в строительстве офисных и торгово-досуговых комплексов. Для Челябинска это актуально?

- Это строительство в общем масштабе занимает незначительную долю. Но то, что они строятся, тоже приятно. Здесь вопрос рынка. У нас, если сравнить с Европой, на душу населения на порядок меньше торговых и развлекательных заведений. Благосостояние растет, люди хотят тратить деньги. Поэтому такое строительство идет. Это то, чего у нас никогда не было: боулинг, казино и так далее. Я считаю, что развлекательный рынок уже близок к насыщению. Сейчас мы уже отошли от того, что человек хочет зайти, выпить рюмку водки и пойти дальше. Сегодня человек хочет хорошую кухню, комфорт, значит, нужен хороший интерьер, здание. Поэтому появляются такие строения. Сейчас начали строить достаточно большие объекты.

В офисных помещениях сегодня есть потребность. Фирмы развиваются, фирмы хотят жить. Но это строительство трудно отследить. Там частные вложения, и в области такой информации нет. В следующем месяце мы начнем создавать информационно-аналитический центр, он, как раз займется этой проблемой. Во-первых, будем изучать вообще, что строится. Во-вторых, мы будем исследовать, что такое рыночная стоимость жилья. Этого никто не знает. Это вообще загадка века. Есть риэлторские конторы, которые говорят, за сколько бы они хотели продать. Есть население, которое говорит, за сколько бы оно хотело купить. Есть стоимость жилья, которую называет Челинформцентр. Но это расчетная стоимость, грубо говоря, стоимость строительства с некоторой долей прибыли инвестора. А вот реальную стоимость мы не знаем. Она непонятна. Но нужна для очень многих целей. Потому что мы должны выстраивать систему доступного жилья. А что такое уровень доступности в цене? Мы в справочнике «ЧелСЦена» каждый месяц печатаем информацию о стоимости вновь введенного жилья, которое предлагают строительные организации. Там кирпичные дома стояли год назад по такой-то цене, через полгода по той же цене, в последнее время цена начала снижаться.

Цены на элитное жилье снижаются, на обычное растут. Но какими темпами? Есть разные данные. С начала года от 26 процентов. Но у нас в Челябинске такого нет. У нас рост порядка восьми процентов. Да, стоимость растет. Но опять, что растет: приобретение или ожидание? Если дом заморожен, за него все равно платятся налоги. Расходы начинают съедать прибыль, которую ожидает застройщик. Естественно, идет подъем стоимости жилья. Это вопрос спорный. Я профессионально 11 лет занимаюсь вопросами ценообразования в строительстве. До сих пор не могу сказать, что мы подходим точному определению стоимости. Самое верное – это поймать в момент сделки риэлтора и покупателя и пересчитать у них деньги на руках. Но никто же не ловит. Мы работали со многими риэлторскими компаниями. Ни одна из них не говорит реальную стоимость сделки.

Все определяет баланс спроса и предложения. А он разный. Отлеживать его грамотно, подсказывать, в какой район идти, где строить, где есть деньги у населения. Вот для этого кластера я должен строить мраморный дом и по охраннику на каждом углу. И стоимость у него будет 60 тысяч квадратный метр. А для этого я могу построить панельный дом 97 - 121-ой серии. Это сложный вопрос, которым будем заниматься. Надеюсь, какую-то аналитику это даст. Важна комплексная оценка, значимая на перспективу. Мы же говорим: «До 2010 года удвоить строительство жилья». Возникает вопрос: «А надо ли? Сколько оно будет стоить в 2010 году? И как на фоне снижающейся демографии говорить об удвоении строительства жилья? Для кого строить, для мигрантов? Или обеспечить европейскую норму – 30 метров на человека?»

- В Челябинске можно видеть много недостроенных зданий. Какова причина долгостроя сегодня?

- Причина одна – нехватка финансовых средств. Сейчас ведь на рынке достаточно много случайных организаций, которые, когда был бум на покупку жилья, решили, что это очень просто: застолбил участок и вперед. Фирмы заходили очень маломощные, не имеющие своих средств, которые начали продавать площади на стадии проекта. И неудачно. Обычно заканчивалось чем? Им не хватало денег. Раньше главной причиной был материал. «Кирпич не завозят – вот мы и стоим». Сейчас главная причина – финансы.

- Насколько сегодня отлажена система подготовки строительной документации?

- Это тот самый принцип одного окна, о которой сегодня так много говорят. То есть тут даже два окна появляется. Первое – это согласование. Сейчас вневедомственной экспертизе хотят поручить взять на себя все согласование. Ее задача – согласовать во всех инстанциях. Чтобы не бегать по этому кругу, который иногда занимает нормативный срок строительства. Второе – выдача техусловий перед началом строительства. Сейчас в городской администрации намечается подразделение, куда необходимо сдать заявку. Через месяц приходишь – у тебя лежат все согласования.

Есть еще одна идея, но мы к ней, наверное, не подойдем в ближайшее время, так как это вопрос больших финансовых затрат. И город с этим согласен, и практика такая есть. Ведь по идее, в чем обязанность органов местного самоуправления, с точки зрения строительства? – Отдать строителю участок. Вот я, город, подвел коммуникации, отвел участок и объявляю конкурс. Строитель приходит и строит. Это идеальный вариант. Город развивается, ему нужны дома. Он говорит: «Приди и построй». Это следующий шаг. Мы к нему обязательно придем. Уже какие-то проработки ведутся и сейчас. Тогда строители будут строить, а не заниматься вопросами помощи коммунэнерго, как бы им сеть проложить?

Возникает еще одна интересная вещь. Вот я, жилец дома, покупаю свою квартиру. Я же покупаю не только свои квадратные метры. Я покупаю, грубо говоря, метр телефонных коммуникаций, метр водопровода, электрических сетей и так далее. Я их купил, а организация, которая мне их продала, дает мне квартиру, а остальное она дарит ОАО «Челябэнерго», «Водопровод», «Канализация» и так далее. Мои деньги, мои коммуникации дарятся кому-то. Мало того, что они дарятся. Получив их себе на баланс, тот же «Челябэнерго» увеличивает свои балансовые фонды, у него растет инвестиционная составляющая, которая включается мне же в тариф. Я теперь второй раз должен платить! Эта идея находит понимание и в областном руководстве, и в городском. Сейчас отрабатывается схема. Там возможны варианты. Возможно, организации будут покупать. Либо возврат через сниженный тариф, либо еще какие-то способы. Но дарить-то нельзя.

Много таких проблем в строительстве, которые надо решать вместе. Чем более упорядочено строительство, чем более взаимосвязано действуют организации и власть, тем дешевле будет жилье, лучше будет строится. Это и есть наша глобальная задача.

- Какой помощи, в первую очередь, ждут строители от власти?

- (После паузы) Я вообще-то считаю, что никакой. Задача власти не помогать строителям. Задача власти – создать условия для нормальной работы строителей. В чем надо помогать строителям, в чем? Кирпич подвозить? – Нет. Я считаю так: власть должна создать нормальные условия работы строительного комплекса. Власть должна воздействовать финансовым образом. Если город хочет развиваться, налоги, которые мы платим на его территории, должны быть инвестированы в строительство. Так что много от власти мы не ждем, вернее, мы ждем слишком много: создания нормальных, стабильных условий для работы строителей. Здесь мы готовы работать вместе с ней, чтобы такие условия были созданы.

ПО ТЕМЕ
Лайк
LIKE0
Смех
HAPPY0
Удивление
SURPRISED0
Гнев
ANGRY0
Печаль
SAD0
Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
ТОП 5
Рекомендуем
Объявления