Одна из квартир в Челябинске может рухнуть в любой момент. Раздавшийся пару лет назад взрыв бытового газа в Челябинске унес жизнь 42-летнего владельца квартиры и чуть не разрушил ее стены – по ним поползли многочисленные трещины. Ситуацию усугубил пролетевший над городом метеорит, из-за которого разрушений стало еще больше. Соседи сверху избегают прогуливаться по поврежденной комнате, а единственная наследница полуразрушенной квартиры не может заселиться в доставшееся от отца жилье – из опасений за жизнь. Чем разрушения грозят людям и кто должен приводить дом в порядок, выяснял сайт DomChel.ru.
Напомним, 12 июля 2011 года в квартире на третьем этаже дома по Комсомольскому проспекту, 42 прогремел взрыв бытового газа. В помещении в тот момент находился 42-летний инвалид Владимир Колбин. В состоянии второй степени тяжести, с ожогами 30% тела он был доставлен в больницу. Но спасти мужчину не удалось.
Разрушения в несущих стенах, которые за два года после трагедии только разрослись, выглядят угрожающе. Побывавший в пострадавшей квартире корреспондент сайта убедился в этом – потолок в комнате, примыкающей к кухне, провис, к люстре протянулись внушительные трещины. Даже находиться в квартире, не говоря уже о проживании в ней, страшно.
«Дочь не может заселиться сюда, потому что это просто опасно, – рассказывает челябинка Елена Колбина. – А соседи над нами просто не пользуются пострадавшей комнатой, – по потрескавшемуся полу страшно ходить. А если произойдет еще какое-нибудь ЧП вроде метеорита и квартира начнет сыпаться? Стены просто рухнут на головы людей».
«Действительно, повреждения в квартире серьезные, – соглашается начальник челябинского отдела управления Горжилинспекции минстроя области Николай Гашков. – И есть заключение экспертизы о том, что пострадавшие квартиры находятся в аварийном состоянии и не подлежат ремонту, проживать там опасно. И теоретически обрушение может произойти в любой момент. А если перекрытие сложится, как картонный домик?»
В заключении компании «Южно-Уральский академический центр», проводившей обследование помещений, обозначены следующие повреждения: сквозные трещины в стеновых панелях, разрушения заполнения швов между стыками стен, раскол плиты перекрытия, деформация балконного металлического ограждения и другие. Аналогичные разрушения и в соседних квартирах.
В Госжилинспекции отмечают, что после обследования помещений в администрацию города было направлено письмо о назначении дальнейших исследований.
Однако, по словам Елены Колбиной, муниципалитетом экспертиза не проводились. «Нам приходили отписки о том, что будет созвана комиссия по признанию или непризнанию дома пригодным для проживания, – отмечает женщина. – Заседание было назначено на октябрь текущего года, но в ответ мы получили уведомление о том, что муниципалитет не имеет отношения к дому, так как он приватизирован, и затраты на ремонт полностью ложатся на плечи собственников жилья».
В УК «Урал-Сити», около года обслуживающей полуразрушенную квартиру, подсчитали, что только проект реконструкции обойдется в 250 тысяч рублей. Прибавить дорогостоящий ремонт, который, по оценкам Госжилинспекции, обойдется в сумму свыше миллиона рублей. «В доме брежневской постройки проживают в основном пенсионеры. У них нет таких денег, – разводит руками генеральный директор УК Владимир Дозорцев. – Были попытки собрать жильцов и как-то решить этот вопрос, но люди отказываются вкладываться».
В администрации города подтвердили – проблема разрушающегося дома не должна решаться муниципалитетом, так как жилье приватизировано. «Дом полностью частный, – рассказал сайту начальник управления ЖКХ администрации города Александр Кочерещенко. – Муниципалитет не может туда вмешиваться, иначе это будет нецелевым расходованием бюджетных средств. Жителям было рекомендовано собраться всем вместе и решить этот вопрос. Согласен, что дом надо укреплять, и работы по укреплению и обеспечению безопасности жильцов должна была произвести УК. И, соответственно, УК должна подготовить проект по ремонту здания и принять меры по его укреплению».
Жильцы недоумевают, какие средства УК должна пустить на разработку проекта. «Как ни крути, это означает, что все равно залезут в карман собственников, ведь все средства УК – это наши ежемесячные платежи за содержание. А учитывая, что УК «Урал-Сити» не так давно обслуживает наш дом, вряд ли у нее найдутся какие-то накопления», – не соглашается Елена Колбина.
Ситуацию прокомментировали юристы. «По закону собственник отвечает за содержание своего имущества, – отмечает директор службы юридической помощи «Центр по защите прав» Алексей Мотылев. – Соответственно, бремя ремонта ложится на плечи собственника, в данном случае – дочери погибшего мужчины, которая приняла наследство. Если затраты на ремонт для нее слишком велики и квартира не стоит того, она может отказаться от наследства, и тогда квартира перейдет к муниципалитету, который обязан ее отремонтировать. Также важно установить, кто был виновен во взрыве. Может быть, взрыв произошел не в квартире, а в газовой трубе, тогда это уже общедомовое имущество. Может быть, есть сведения о том, что погибший ранее обращался к газовикам с жалобами на неполадки. Это также меняет ситуацию».
Тем не менее расследования причин взрыва, по словам Елены Колбиной, как такового не было. «Проводили расследование по факту смерти, а не по факту взрыва, – отмечает женщина. – Газовики сделали заключение – виной произошедшему неисправность газового оборудования. МЧС подтвердили это. Кроме того, газовики сразу после взрыва забрали газовый кран и шланги, хотя это собственность жильцов. Тогда в судебной лаборатории мне сказали, что требуется взрывотехнологическая экспертиза, однако такую в Челябинске не проводят. В возбуждении уголовного дела нам отказали». Так что пока соседям злополучной квартиры, проживающим сверху, по-прежнему придется отказаться от пользования помещением. А сами собственники, пострадавшие от взрыва, начали искать правды в судах.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА