В ноябре на челябинском вторичном рынке подорожали брежневки, 97-я серия, жилье ленинградского проекта и элитка. А вот потерявших в этикетной цене оказалось гораздо больше: упали студии, сталинки, хрущевки, квартиры 121-й серии, полнометражки, индивидуальный проект и жилье улучшенной планировки. В целом средняя стоимость квадратного метра в базе предложений сайта, судя по графику аналитического сервиса «DomChel индексы», выросла с 44,3 до 44, 4 тысячи рублей.
В преддверии нового года квартиры старой планировки продолжают терять в цене. Так, на 0,6 процента подешевели хрущевки, этикетная стоимость квадратного метра в которых составила 43,4 тысячи рублей. 3,9 процента потеряли сталинки, несмотря на то, что в октябре они показали рост на 0,3 процента. Квадратный метр в них подешевел с 41,5 тысячи рублей до 39,9. И на сегодня это самое доступное предложение во вторичном ассорти.
На фоне старых квадратов гораздо выигрышнее смотрятся более современные 97-я и 97-я улучшенная серии. Там наблюдается рост этикетной стоимости, который в ноябре составил 2 (до 45,2 тысячи рублей за квадратный метр) и 1,8 (до 45,6 тысячи рублей) процента соответственно. А вот ленинградский проект, скинувший в октябре целых 2,4%, взял фору. Его удорожание в ноябре составило 0,8%, и стоимость квадратного метра выросла с 45 до 45,4 тысячи рублей. Дороже, чем прежде, оценили свое жилье владельцы брежневок (плюс 2,3%), где квадратный метр подорожал до 43,5 тысячи рублей. А также пошло в рост элитное жилье (плюс 1,0%), где стоимость квадратного метра достигла 58,2 тысячи рублей, против 57,6 тысячи рублей – в октябре.
Что касается удешевлений, существеннее всех потеряли в цене вторичные квартиры-студии (минус четыре процента), где стоимость квадратного метра упала с 49 тысяч рублей в прошлом месяце до 47. Это падение тем более знаковое, учитывая, что еще в начале осени студии взлетели в цене на целых 13 процентов. Во многом эксперты связывают такую тенденцию с окончанием года, когда к сдаче готовятся новые дома.
Кроме студий, подешевели 121 серия (минус 0,9%), стоимость квадратного метра в которых изменилась с 43,8 до 43,4 тысячи рублей, серия 121 Т – с 43,5 до 41,9 (минус 3,6%), полнометражки – с 40,4 до 39,7 (минус 1,7%), индивидуальный проект – с 45,3 до 44,6 (минус 1,4%). На 3,2 процента дешевле оценили владельцы квартиры улучшенной планировки. Стоимость квадратного метра в них упала с 45,5 до 45,2 тысячи рублей (минус 0,7%). Напомним, еще в октябре это жилье прибавило в цене 9,5 процента, и стоимость квадратного метра выросла до 46,3 тысячи рублей.
В октябре, по данным Росреестра Челябинской области, в регионе были совершены 67 193 регистрационных действия с жильем, из них 7586 оформлены в ипотеку и 3613 приобретены в рамках долевого участия в строительстве. Отмечается, что в сентябре было зарегистрировано 6151 ипотечная сделка. Из них 2014 приобретены в рамках долевого участия.
Несмотря на некоторые ценовые изменения, риелторы не прогнозируют особых изменений на рынке недвижимости, однако не исключают, что скоро строителям придется стать изобретательнее. «Декабрь отличается тем, что люди торопятся пристроить накопившиеся финансы, – рассказывает директор АН «Стрижи» Лейла Рудь. – Особенно освоить деньги стремятся юридические лица. Скорее всего, по итогам года стоит ожидать стагнации, о которой говорят давно. Возможно также падение цен. А вот роста, думаю, не предвидится. Зачем поднимать цены, если спрос не растет? Сейчас рынок насыщен, однако краха все же не будет.
В каждом сегменте всегда найдется свой покупатель. Если это денежный бизнес-класс, то люди будут придирчивее оценивать такое жилье по соответствующим критериям. Да и у эконом-класса не пропадут свои клиенты. Ведь рождение детей и женитьбы никто не отменял: людям, как и прежде, нужно расширять жилищные условия. Другими словами, наконец, рынок развернется лицом к покупателю. Застройщикам придется в полной мере удовлетворять потребности людей, стремиться не только к количеству, но и качеству. С падением спроса строителям придется придумывать все новые ходы для завлечения людей на свои объекты. Наверное, пойдут в ход выгодные акции, скидки, уникальные предложения И, конечно, это только плюс для жителей».
В связи с этим у немолодой вторички остается все меньше шансов. С внедрением новых маркетинговых ходов со стороны застройщиков, продать видавшее виды жилье собственникам будет труднее.