К новой системе финансирования не готовы 16 южноуральских муниципалитетов. Об этом 19 марта чиновники сообщили на комитете по строительной политике в ЗСО Челябинской области. Что делать с отстающими городами и сколько раз придется заплатить собственникам за капремонт – в материале сайта DomChel.ru.
Не успевшие встанут в очередь
В декабре 2012 года были внесены изменения в ЖК РФ, согласно которым собственники жилья обязаны выплачивать ежемесячные взносы на капремонт общедомового имущества многоквартирных домов. Но сначала нужно вложиться в региональный фонд содействия реформированию ЖКХ или скопить деньги на индивидуальных счетах конкретных домов. Сделать свой выбор в пользу того или иного метода жильцы смогут в течение шести месяцев после старта региональной программы, разработкой которых сейчас вплотную занимаются регионы.
Однако чиновники столкнулись со сложностью: оказывается, далеко не все муниципалитеты в Челябинской области успели предоставить необходимые для создания программы данные. По словам замминистра строительства, дорожного хозяйства и инфраструктуры области Ивана Белавкина, только 27 муниципалитетов области из 43 сегодня выдали исчерпывающую информацию о своем жилфонде. К 16 городам и районам Южного Урала у разработчиков есть претензии. И больше всего их к Челябинску. «В Челябинске ситуация хуже всего, – отметил спикер. – По нашим подсчетам, в капремонте в городе нуждаются 5774 многоквартирных домов, но из них по 738 нет данных по конструктивным элементам, по 423 домам отсутствуют данные о площадях, по жилым и нежилым элементам и по 21 тысячи различных элементов по домам представлены неверные значения, которые не состыковываются с паспортными данными объектов и не только. К Саткинскому району есть претензии. Там по 611 многоквартирных домам отсутствуют некоторые данные, по 7 тысячам элементов неверные значения. В Озерске достаточно большая цифра неверных значений – более 10 тысяч замечаний на 820 домов. К Карталинскому району есть замечания».
Чиновники отмечают, что принятие программы планировалось в марте, и теперь возник вопрос, что делать с опоздавшими муниципалитетами. «Мы планировали принять программу в марте, ждать дальше времени нет, – добавляет Иван Белавкин. – Скорее всего, будем предлагать такой подход – те дома, по которым ни УК, ни ТСЖ не предоставляют данные, мы вынуждены будем отодвинуть на последний период реализации 30-летней программы по капремонту. Всего в программе пять этапов, каждый рассчитан на шесть лет».
Узнать больше о Региональном операторе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах Челябинской области можно здесь.
Однако депутаты не согласились – почему из-за неорганизованности кого-то должны страдать жильцы. «Вы отодвинете часть домов, значит, жильцы должны ждать, когда очередь дойдет до них, – отметил председатель комитета Юрий Карликанов. – А ведь создание этой системы предусматривает остановку роста ветхо-аварийного жилья, чтобы вопрос хаотично не развивался. А получается, что из-за какого-то нерадивого чиновника, который вовремя не подал документ, дом выкинут из программы, а жильцы и знать не знают, что их отодвинули на 30 лет. Что от дома к тому моменту останется? Нужно сделать так, как написано в законе: если собственник не определился, то он автоматом попадает в поле деятельности регионального оператора, который за него выполнит функции подрядчика, заказчика, управленца. Процесс не должен идти на самотек».
У депутатов возникли и другие вопросы к представителям министерства. «Нельзя использовать материалы БТИ, нужно актуализовать информацию по жилфонду», – отметили народные избранники.
Не исключена и путаница в платежах. «В текущем году капремонт будет финансироваться через бюджет и средства собственников. Не получится ли так, что население дважды будет выплачивать по 6 рублей с квадратного метра, установленные для 2014 года, а затем и по новой программе?», – уточнили депутаты. «Это исключено, – отметил Иван Белавкин. – Деньги собственников будут учтены – они могут вносить и большую сумму, например 10 тысяч рублей вместо трех. Тогда региональный оператор засчитает эти деньги вперед. Для этого и счета открываются. Конечно, возможны форс-мажорные ситуации, но за этим будет следить Фонд. При этом капремонт проводится не так часто. Человек лишь однажды вложится в ремонт каждого элемента, например капремонт лифта проводится раз в 25 лет, а программа рассчитана на 30 лет».
«Накладка на сегодняшний момент может произойти только в рамках 2014 года, – уточнил Юрий Карликанов. – Когда капремонт идет в рамках выделенных ресурсов из федерального бюджета, областного, муниципального бюджетов и средств собственников. Если такие деньги уже будут проплачены собственником, и дом попадет в программу реализации на первом этапе, и будут выставлены счета, то данная сумма будет учтена в рамках сметы капремонта. Если сумма будет больше, то она войдет в счет будущих платежей. Деньги не будут потеряны».
Впрочем, законодатели сомневаются и в самой эффективности современных капремонтов. «Раньше капремонт проводился с отселением людей, то есть в домах оставляли только фундамент, все остальное – перекрытия, сети – заменялось. И это дешевле, чем переселение людей в новое жилье. А насколько эффективны современные капремонты?», – опять вопрос от депутатов.
«По сути, менее эффективны, – согласился первый заместитель министра строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства области Сергей Сихарулидзе. – Постелют новую крышу, под ней начнут рушиться старые перекрытия».
Знакомьтесь, Фонд
По закону первые взносы на капремонт собственники жилья в регионе начнут оплачивать с 1 января 2015 года. Он составит 6 рублей 40 копеек с квадратного метра. В 2016 году его сумма вырастет до 6 рублей 70 копеек. «В течение шести месяцев после принятия региональной программы, планируемой на апрель 2014 года, собственники должны выбрать способ финансирования капремонта – либо перечислять деньги на спецсчет дома, либо на счет регионального оператора, через УК, – сообщил Иван Белавкин. – В программе участвуют и ТСЖ, которые могут создать свой счет в одном из 20 банков, определенных федерацией, либо обратиться к региональному оператору. Там можно оформить общий счет или индивидуальный – тот же самостоятельный спецсчет, только у оператора. По истечении 6 месяцев, данных на выбор способа оплаты взносов, региональному оператору даются два месяца на заключение индивидуальных договоров с собственниками жилья в каждом многоквартирном доме. Подчеркну, что договоры должны быть индивидуальными с каждым, а не один общий с УК. При заключении договоров с большинством остальные собственники обязаны подчиниться общему решению, и даже при отсутствии договоров с меньшинством считается обязательным ежемесячный платеж. Первый платеж ожидается через 8 месяцев после принятия региональной программы. Возможно, и через месяц-два-три в зависимости от скорости получения разрешения собственников. Далее накапливается сумма на капремонт и реализуется программа. Сейчас определяется порядок отбора подрядных организаций».
Между тем в Челябинске региональный оператор (фонд) уже заработал, пока он базируется в минстрое области. Возглавила структуру бывший председатель областного фонда имущества Наталья Плюскова. Всего в фонде в 2014 году будут работать порядка 100 сотрудников, затем штат будет увеличен. Содержание организации в текущем году обойдется областному бюджету в 7 миллионов 16 тысяч рублей.
Кстати, Фонд развития ЖКХ и областной бюджет продолжат участвовать в программе капремонта, но только в рамках сноса ветхо-аварийного жилья. «Пока мы просим их делать это и направили совместное письмо от ЗСО и правительства области в федеральное правительство, чтобы такая программа по софинансированию капремонта продолжилась, но пока она действует только до 2016 года», – говорит Юрий Карликанов. По замечанию председателя комитета, проблема ветхо-аварийного жилья «очень актуальна для области». По данным статистики, в регионе находится свыше 1 млн 300 кв. метров жилья этой категории, тогда как ежегодно сносится только 80-100 тысяч. кв. метров. «Прирост опережает сносимые объемы, – добавляет спикер. – Необходимо привлекать дополнительные источники финансирования, частных инвесторов, для этого надо давать им преференции, подвешивать, так сказать, пряники: пересматривать механизм выделения участков, рассматривать инфраструктурные моменты, наверно, с привлечением бюджетных средств».
4,5 млрд рублей были потрачены в 2013 году на снос ветхо-аварийного жилья, в том числе 3,3 млрд рублей – средства фонда реформирования ЖКХ и 1 млрд 70 млн рублей – средства областного бюджета. В ходе реализации заселено 185 тысяч квадратных метров, более 13 тысяч человек улучшили жилищные условия. В 2014 году признаны аварийными и подлежащими сносу 604 аварийных дома площадью 180 тысяч кв. метров. На их снос необходимы более 6 млрд. Областной бюджет предоставит 2 млрд 336 млн рублей. Отмечается, что Фонд развития ЖКХ и областной бюджет продолжат участвовать в программе капремонта в рамках сноса ветхо-аварийного жилья.