В России набирает обороты борьба с «подъездным спамом». Многие правозащитники учат собственников жилья извлекать выгоду из стихийно появляющихся «досок объявлений» и прочих рекламных носителей. Насколько «подъездный спам» законен, как от него избавиться или даже заработать, – в материале сайта DomChel.ru.
Ежедневная навязчивость
Разноцветные листовки на стендах, в почтовых ящиках и дверях – давно не редкость для челябинских подъездов. Часто их вместе с бесплатной прессой разносят промоутеры. Иногда буклеты оказываются в квартирных дверях. «Я не против того, чтобы люди так подрабатывали, – делится мнением челябинец Виталий Сорокин. – Но стоит открыть дверь, как все листовки сыпятся на пол. Обычно я возвращаюсь домой с пакетами продуктов и за руку с дочерью, и, перспектива с полными руками еще подбирать за кем-то меня совсем не радует». Что уж говорить о пенсионерах, которые, бывает, и по ступенькам поднимаются с трудом. Вот и валяется бумажный спам до следующего визита уборщицы.
«У нас дом по адресу Котина, 21 практически образцово-показательный, – говорит председатель ТСЖ «Медик» Галина Топычканова. – И так обидно, когда рекламные листовки клеят на стены, двери, они же краску обдирают. Бывает даже на щитки электросчетчиков их лепят. Уборщицы просто плачут, обдирая все это».
Пожалуй, больше всего жильцов раздражает факт беспрепятственного проникновения промоутров в дома. Многие расценивают это как прямую угрозу безопасности и сохранности общедомового имущества. «Понять, есть хозяева дома или нет, можно уже по тому, сколько бумаги накопилось в почтовых ящиках, – говорит Галина Топычканова. – А это уже прямой сигнал для грабителя». Впрочем, и сами промоутеры иногда представляют опасность для неравнодушных жильцов. Женщина вспоминает, как один такой работник бросился с кулаками на токаря дома, когда тот попытался выпроводить его из подъезда. «Пришлось вызывать охрану», – разводит руками собеседница.
И на рекламу управа
Однако реклама в подъездах – не стихийное явление. И с ней можно бороться. Особо рьяные правозащитники создают для этого специальные группы в соцсетях, правда, часто, чтобы продвинуть свою собственную продукцию или услуги, например, антивандальные покрытия.
Впрочем, и рядовые собственники жилья вправе бороться с надоедливой рекламой. Причем на законных основаниях. «Любые способы распространения рекламы, в том числе на стендах в подъездах, регулируются соответствующими нормами Федерального закона №38-ФЗ «О рекламе», – рассказала руководитель департамента юридических услуг компании LA'consulting Нелли Жучкова. Согласно ему можно размещать рекламу с использованием щитов и стендов, монтируемых и располагаемых на внешних стенах, крышах и иных конструктивных элементах зданий, строений и сооружений. Другими словами, реклама на щитах и стендах на стенах подъезда и в лифте возможна». Однако с оговоркой – реклама может появиться в подъезде и на стенах дома только с разрешения собственников жилья. Принять решение об этом жильцы должны на общедомовом собрании. Также в отношении рекламы в жилом фонде представителем собственников может быть управляющая компания. Рекламодатель заключает соответствующий договор с собственником или представителем УК. Но в последнем случае обслуживающая организация должна также заручиться согласием жильцов.
«Многие управляющие компании включают в договор управления многоквартирным домом в том числе и право сдавать в аренду общее имущество (то есть, по сути заключать от имени жильцов дома договоры на размещение рекламы, стендов и тому подобное), – отмечает юрист и партнер юридической компании «Гольцева, Данилевский и партнеры» Ирина Трякшина. – В этом случае (если договор управления составлен и утвержден с соблюдением процедур), действительно, УК вправе распоряжаться стендами и сдавать их в аренду. Но жильцы дома вправе потребовать от УК отчета по этим действиям, в том числе и по дальнейшему использованию денежных средств, идущих от аренды». Таким образом, если в вашем доме имеется такая «доска объявлений», то у УК должен быть соответствующий договор с указанием расценок. Собственники вправе ознакомиться с ним.
В случае если для установки и эксплуатации рекламного щита или стенда необходимо использование общего имущества собственников помещений в многоквартирном доме, документом, подтверждающим согласие этих собственников, является протокол общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме (2/3 собственников должны дать согласие). В противном случае установка рекламного щита или стенда незаконна. Собственники вправе потребовать демонтажа такой конструкции. Не советуем самим (без протокола общего собрания собственников) демонтировать стенд, так как то чужая собственность. В таком случае следует обращаться в УК, прокуратуру или в суд. Можно на собрании собственников принять решение о демонтаже конструкции и юридически закрепить это протоколом.
Прибыль, получаемая от размещения рекламы, должна быть направлена на благоустройство дома или, опять же, по решению собственников, на иные цели. И собственники вправе требовать от УК отчет об использовании полученных от рекламы средств. Тем не менее юристы отмечают, что из-за несовершенства законодательной базы в сфере ЖКХ, злоупотребления со стороны УК могут иметь место.
На городских форумах справедливо сокрушаются, что сознательных рекламщиков, готовых оплачивать договоры аренды рекламных стендов, немного, а в остальных случаях бороться с рекламой в подъездах – жест доброй воли самих жильцов. Однако проконтролировать ушлых промоутеров не всегда удается. Что касается рекламы в виде рассылки по почтовым ящикам, то такая реклама без согласия собственника незаконна. Это нарушение наказывается административным штрафом.
Кстати, юристы отмечают, что и предвыборная агитация депутатов – тоже реклама, которая должна распространяться также только с согласия собственников жилья и финансироваться из собственного счет кандидата, что должно быть прописано в договоре с УК или ТСЖ.