В Челябинске представили очередной антирейтинг управляющих компаний. Его лидером по итогам первых трех месяцев этого года стала ООО «Коммунальный сервис» в Ленинском районе. Итоговый список худших УК города озвучил 7 апреля на презентации антирейтинга в Заксобрании региона коммунальный омбудсмен Анатолий Вершинин.
Центр общественного контроля по вопросам ЖКХ Челябинской области проводит рейтинг самых проблемных управляющих компаний с 2013 года. Он составляется на основании многочисленных жалоб жителей многоквартирных домов, которые обращаются в организацию за помощью. Данные сверяются по количеству обращений от собственников с госжилинспекцией. Кроме того, работу УК оценивают по девяти разным критериям. Например, удовлетворяет ли собственников жилья качество работы компании и предоставляет ли она полный и развернутый отчет о расходовании средств жителей.
«С каждым годом критериев для оценки работы управляющих компаний становится больше. В прошлом году их было восемь. В этот раз появился новый критерий – подготовка УК к процедуре лицензирования», – говорит руководитель Центра общественного контроля в сфере ЖКХ Челябинской области Анатолий Вершинин. – После 1 мая этого года критерий трансформируется в участие компаний в лицензионном контроле, который будет регулярно проходить в Челябинске».
Пока общественная организация рассматривает деятельность крупных управляющих компаний, в ведении которых находится большое количество домов. В будущем планирует подключить и УК с меньшим числом домов, так как на них тоже поступают жалобы от собственников квартир.
Чаще всего жильцы жалуются на следующие проблемы: грубое и даже хамское поведение обслуживающего и технического персонала УК, отсутствие текущего ремонта и плохое содержание общедомового имущества, проблемы с отоплением в квартирах и многое другое.
В этом году в десятке худших компаний города оказались практически те же, что и осенью прошлого. За исключением ООО «Содружество» и ООО ЖЭК «Альтернатива», которые покинули список. При этом появились новые участники. Например, ООО «Коммунальный сервис» (22%). Организация не только оказалась в проблемной десятке, но и сразу же попала на первое место антирейтинга.
«Управляющей компании нужно было очень постараться, чтобы за такой короткий срок стать лидером списка, – отмечает коммунальный омбудсмен. – Когда мы приехали в один из домов этой УК с проверкой по очередной жалобе, к нам начали подходить и жители соседних домов. Они также были недовольны работой организации».
«Представители ООО «Коммунальный сервис» собирали подписи и вводили жителей в заблуждение, – рассказывает жительница дома по улице Масленникова, 16. – Нам говорили, что это подписи за выбор старшего по дому. Но потом оказалось, что люди расписывались за повышение на 30% тарифа по содержанию дома. Конечно, никто из нас не хочет никакого повышения жилищных услуг. Большая часть жителей – пенсионеры, которые на слово верили УК и ставили подпись».
Анатолий Вершинин напомнил, что установка тарифов – это воля самих жителей. Они могут инициировать общее собрание собственников и на нем принять решение, которое будет прописано в протоколе: «Можно подать в суд на такую компанию. Но более эффективно будет провести общее собрание и на нем установить тариф, который устраивал бы всех жильцов».
На встрече присутствовали и жильцы дома №3 по улице Трубников, который также находится под управлением ООО «Коммунальный сервис». Они пожаловались, что их дом разрушается: протекает крыша, подвал затоплен. Но вместо того, чтобы проводить ремонт, компания предпочла с апреля этого года не продолжать контракт с жителями.
«Ежегодно по этому дому на текущий ремонт собирали средства собственников в размере около 800 тысяч рублей, – продолжает коммунальный омбудсмен. – Но по состоянию дома не заметно, что эти деньги шли на его содержание и ремонт. Компания просто пошла на хитрость. Ведь им проще отказаться от дома, чем проводить ремонт. При этом такой дом старого фонда оказывается без управления и продолжает разрушаться».
На второй строчке антирейтинга в этом году оказалась ООО «Ремжилзаказчик Металлургического района» (16%). Тройку замыкает ООО УК «Ремжилзаказчик» (14,5%). Кроме того, в десятку проблемных управляющий компаний вошли ОАО «МЖКО» (11%), ООО «Доверие» (9,5%), ООО «ДЕЗ Калининского района» (8%), ООО «Жилкомсервис» (6,5%), ООО «ПЖРЭО Курчатовского района» (5%), ООО «УК Ленинского района» (4,5%) и ООО УК «Созвездие» (3%).
Некоторые челябинцы скептически относятся к составлению подобного рейтинга худших управляющих компаний. Они уверены, что список никак не влияет на качество работы УК в дальнейшем. Однако Анатолий Вершинин подчеркивает, что антирейтинг имеет определенный положительный эффект: «Кто-то из руководителей делает выводы и проводит работу над ошибками. Какие-то компании решаются на кадровые изменения, другие начинают прислушиваться к жалобам жильцов и общаться с ними более доброжелательно. Но часть организаций все-таки продолжает вести войну с жильцами».
«Не совсем понятно, на основании каких показателей составляется этот рейтинг, – комментирует ситуацию гендиректор УК «Ремжилзаказчик» Владимир Кудряшов. – Это похоже на лотерею, где компаниям выставляют места в произвольном порядке. Каждая претензия от жильцов должна разбираться специалистами. По закону мы обязаны дать ответ на жалобу собственника квартиры в течение десяти дней. В нашей компании мы даем ответ в установленный срок».
Генеральный директор ГК «Сетера» Андрей Герасименко также высказывает большие сомнения в объективности коммунального антирейтинга: «Невозможно адекватно сравнивать работу совершенно разных управляющих компаний. Конечно, в крупных компаниях, которые попали в этот список, больше жильцов. Соответственно и большее число жалоб от них. В госжилинспекции и других органах статистика претензий собственников конкретно по каждому УК Челябинска не ведется. Поэтому результаты этого списка не внушают доверия, их сложно назвать легитимными».
Потребность в составлении такого антирейтинга пропадет сама собой, когда взаимоотношения между управляющими компаниями и собственниками квартир станут нормальными, уверен Анатолий Вершинин. Пока же он будет составляться в Челябинске каждые три месяца. Следующий список Центр общественного контроля по вопросам ЖКХ составит уже к июлю 2015 года.
Критерии оценки работы УК при составлении антирейтинга:
1. Удовлетворенность собственников жилья качеством оказываемых услуг и выполненных работ УК.
2. Взаимодействие УК с собственниками жилья.
3. Оценка собственниками изменений в состоянии жилфонда в результате деятельности УК.
4. Наличие годового плана работ по содержанию и ремонту общедомового имущества, который УК предлагает собственникам. Утверждение этого плана собственниками жилья.
5. Предоставление УК полного отчета о расходовании финансовых средств собственников, собранных на содержание и ремонт общедомового имущества.
6. Взаимодействие УК со СМИ; оценка информации, которую СМИ публикуют об УК.
7. Участие УК в «коммунальных войнах»; агрессивный захват УК домов, которые относятся к сфере ТСЖ.
8. Меры, принимаемые УК по очистке придомовой территории в зимнее время года (например, чистка кровель от оледенения).
9. Подготовка УК к процедуре лицензирования.
P.S. Кого бы вы сегодня поставили на верхние строчки коммунального антирейтинга?