За последний месяц в России произошло несколько трагических случаев, связанных с попыткой любителей селфи сделать эффектный кадр. Молодые люди погибли, забравшись ради смелого снимка на крышу многоэтажки и другие высотные сооружения. Как часто челябинцы штурмуют крыши высоток и какое наказание им может грозить за это, выяснял сайт DomChel.ru.
«Самоснимки» нельзя назвать новым явлением. Мода на них возникла задолго до появления мобильных гаджетов. Но за последнюю пару лет буквально весь мир охватила селфимания. На смену «лифтолукам», «себяшкам» за рулем и селфи со знаменитостями пришли экстремальные снимки. Ради эффектного фото молодые люди готовы покорять любые вершины, включая крыши мегаполисов. Правда, такой риск нередко приводит к трагическим последствиям.
В мае этого года в стране произошло несколько трагедий по вине экстремального селфи. Так, в Санкт-Петербурге погиб 15-летний школьник, упавший с пятого этажа при попытке сделать фотографию. В Московской области 12-летняя школьница выпала из окна восьмого этажа, пытаясь сделать свое фото. В Тульской области попытка сделать селфи на опоре высоковольтной линии электропередачи также закончилась гибелью подростка.
В социальных сетях сегодня больше сотни групп в разных российских городах, где главный интерес участников – это руфинг или, иными словами, лазанье по крышам, кранам, радиовышкам и другим высотным зданиям. Причем сами руферы по-разному объясняют свои мотивы забраться как можно выше. Одних на это толкает простое любопытство и жажда адреналина, другие видят в этом практическую цель. «Лично для меня это попытка создать летопись, – рассказывает нашему сайту челябинский руфер со стажем Павел. – Я хочу, чтобы мои дети и внуки смогли через года посмотреть на эти фотографии и узнать, как выглядели их города давным-давно и в HD-качестве».
Однако для многих руфинг – это также возможность сделать крутое селфи с огромной высоты и похвастаться им в социальной сети. «Руфинг стал в Челябинске чрезвычайно популярен за пару лет его пропаганды, – продолжает Павел. – Теперь даже школьники вместо дворов чаще сидят на крышах по проспекту Ленина. Технически руфером может назвать себя любой, кто поднимался на кровлю здания, соответственно, возраст тоже может быть абсолютно любым. Но «профессиональные руферы» обычно никого не берут с собой. Ведь никому не хочется нести ответственность в случае несчастного случая за несовершеннолетнего человека».
В погоне за «высотным» кадром молодые люди готовы идти практически на преступление. Ведь на территорию многих зданий им приходится проникать незаконно. Крыши жилых домов и административных зданий контролируются охранными предприятиями и консьержами. Под разными предлогами смельчаки попадают внутрь здания и отправляются на крышу. Даже самый затейливый замок или сигнализацию опытные руферы не считают проблемой. На этот случай у них есть целый арсенал лайфхаков, которыми они охотно делятся в соцсетях.
Селфи (Selfie от англ. self – сам себя) – это фотография самого себя, сделанная, как правило, на смартфон или планшет и выложенная в социальные сети. Руферы – современная столичная субкультура, приверженцы которой посещают крыши домов-многоэтажек и другие высотные сооружения.
Правда, на некоторые челябинские объекты, как оказалось, попасть не составит труда не только профессиональным руферам, но и любому школьнику. «Для начинающего крутой крышей станет и открытая жилая 14-этажка на окраине города, а более опытный руфер постесняется даже подниматься на этот дом – свои засмеют. В Челябинске практически не осталось непокоренных зданий, даже среди административных», – уверен Павел.
Житель Челябинска Алексей (имя изменено. – Прим. авт.), в прошлом также руфер, рассказал, что за свою руферскую историю не раз попадался в руки охранникам: «Это только кажется, что забраться на крышу какой-нибудь офисной высотки или недостроенного дома – целая проблема. Конечно, возвращаться на те же самые объекты сложнее, охрана уже более подкованная нашими предыдущими проникновениями. Например, сколько раз пытались подняться на шпиль ЮУрГУ – у нашей компании не получалось. Охранники всегда тормозят. Зато на крыши известных офис-центров мы попадали без проблем. Охране будто все равно, чем ты занимаешься на объекте. А ты в это время вскрываешь замки (иногда, если это магнитная дверь, мы просто рывком открывали ее) и фоткаешь город с крыши. На самой известной высотке города мы пробыли минут 40. И никто нас даже не заметил там. Спустились только тогда, когда уже замерзли».
Застройщики тоже не всегда могут контролировать попытки руферов пробраться на готовые или строящиеся объекты. По словам руководителя отдела маркетинга и PR СК Milestone Development (г. Челябинск) Екатерины Бахаевой, отследить проникновение таких фотографов на объект – серьезный вопрос для застройщика и, как выяснилось, большая проблема. «Обычно на посту охраны находятся официальные списки-допуски на строительные объекты. Их составляют подрядчик и заказчик, а также служба рекламы тоже получает каждый раз разрешение и спецодежду для санкционированного нахождения на строительной площадке», – рассказывает собеседница.
Сленг руферов (информация из соцсетей):
Апруфить – покорять крышу.
Залаз – способ попадания на крышу/объект в обход замков или иных препятствий.
Баян – объект, попасть на который не составляет труда. Поэтому там всегда большой трафик.
Ланк – строго охраняемая территория, закрытый объект.
Школота – начинающие руферы. Как правило, возраст меньше 15.
Залочить – посетив крышу, сделать ее недоступной для посещения других руферов. Например, закрыть замок или поставить свой.
Екатерина Бахаева также отмечает, что большую роль в обеспечении безопасности играет охранное предприятие, с которым застройщик заключает договор. Затем за отсутствие на территории посторонних отвечают местные охранники. Но и тех, кто решается проникнуть на крышу жилых и административных зданий, а также строек, ждет наказание.
«Челябинцев, которые незаконно проникают на территорию зданий, в том числе на крыши, смотровые и вертолетные площадки, ждет административная ответственность, – комментирует ситуацию начальник юридического отдела ООО «Международный центр защиты прав» Владимир Подкользин. – Своим поведением они нарушают общественный порядок. Если при этом не нанесен ущерб имуществу, нарушитель может отделаться денежным штрафом. Если же был взломан замок или сломана сигнализация, в силу вступает Гражданский кодекс. И собственники объекта или управляющая компания, если это многоквартирный дом, вправе потребовать возмещения ущерба через суд. Но сперва надо поймать таких нарушителей и доказать их причастность к данному факту».
Согласно статье 20.17. КоАП РФ «Нарушение пропускного режима охраняемого объекта» за самовольное проникновение на охраняемый в установленном порядке объект грозит штраф в размере от 300 до 500 рублей. Однако сумма штрафа настолько незначительна, что ежедневно руферы и просто поклонники селфи, желающие сделать кадр с большой высоты, продолжают свои попытки забраться еще выше.
Тем временем взрослые решили бороться с проблемой по-своему. Руководитель общественной организации «За безопасность» Дмитрий Курдесов обратился в Минобрнауки с предложением проводить уроки безопасного селфи, пишут «Известия». С ноу-хау рекомендуют не тянуть и первые уроки ввести уже с 1 сентября в школах Санкт-Петербурга. «Наши эксперты составили первоначальную программу обучения – со школьниками в Санкт-Петербурге начнут работать психологи, эксперты в области безопасности, в том числе полицейские, и профессиональные фотографы, – говорится в обращении. Однако Минобрнауки отметило, что детей нужно учить не тому, как сделать селфи без риска для жизни, а правилам безопасности жизнедеятельности.
Фото: Фото nenetus с сайта Shutterstock.com