Этим летом вступили в силу новые поправки в Жилищный кодекс. Теперь южноуральцы смогут получить компенсацию от управляющих компаний, которые допускают ошибки в квитанциях и некачественно оказывают свои услуги. Какие еще изменения появились в сфере ЖКХ, выяснял сайт DomChel.ru.
В конце июня 2015 года в силу вступил ряд важных изменений в Жилищный кодекс, о которых необходимо знать всем собственникам. Так, управляющие компании будут обязаны платить штрафы за плохо оказанные услуги или необоснованное завышение сумм в квитанциях непосредственно жильцам.
По словам исполнительного директора НП «ЖКХ-Контроль» Светланы Разворотневой, согласно новым поправкам в жилищный закон, эти средства пойдут не в бюджет органа власти, а на счет конкретного дома, которым управляет эта компания. Ранее владельцы квартир могли рассчитывать лишь на перерасчет и устранение коммунальных проблем.
По данным Минстроя РФ, кроме 12 тысяч управляющих компаний, которые работают в жилых домах по всей стране долгие годы, лицензию в июле получили еще 2,5 тысячи новых управдомов. Не получили лицензии и покинули рынок 13% компаний. Основная причина отказа в лицензии – нераскрытие информации. Без управления в результате осталось порядка 2% жилфонда, это около 50 тысяч многоквартирных домов. Они находятся под контролем ГЖИ и местных властей до тех пор, пока в доме не появятся новая УК.
Если житель многоквартирного дома сможет доказать, что заплатил лишнее, его ждет компенсация от управляющей компании в размере 15% от суммы переплаты. Если услуга в доме не оказана или оказана плохо, с коммунальщиков также можно требовать денег. Например, из крана течет плохая вода или в доме не работает лифт, а счет за его обслуживание все равно приходит, собственник вправе потребовать компенсацию. Она составит 30% от стоимости некачественной услуги.
Правда, заработать на практике система штрафов сможет не раньше конца этого года. Дополнение в часть 4 статьи 157 Жилищного кодекса РФ, в котором говорится, что «лицо, виновное в нарушении непрерывности предоставления и качества коммунальных услуг, обязано уплатить потребителю штраф, определяемый в размере и в порядке, которые установлены правительством РФ», вступает в силу по истечении 180 дней после дня вступления в силу Федерального закона №176-ФЗ, то есть с 28 декабря 2015 года.
«Эти поправки существуют пока только в теории, – говорит руководитель Центра общественного контроля по вопросам ЖКХ в Челябинской области Анатолий Вершинин. – Любая норма должна быть отработана на практике, только тогда можно говорить об ее эффективности. Порядок уплаты таких штрафов властям только предстоит разработать. Остается еще немало вопросов. Например, для того, чтобы зафиксировать нарушение компании, собственник должен обратиться к независимому специалисту. Его услуги не бесплатны. Кто будет нести эти расходы – пока непонятно».
Штраф – это не самое серьезное наказание для управляющей компании. По закону о лицензировании Госжилинспекция сможет лишить УК права управления домом после двух наказаний за неисполнение предписаний в течение одного года. После потери 15% домов от общего числа жилфонда, находящегося в управлении, лицензию аннулируют по решению суда.
Врезка-опрос:
Однако коммунальщиков, похоже, это не особо пугает. По словам начальника челябинского отдела управления Госжилинспекции Николая Гашкова, даже после получения компаниями лицензий число жалоб на их работу в Челябинске не сократилось: «Обращения от граждан продолжают поступать. Особенно растет поток претензий по начислению платы за жилищные услуги. Например, челябинцы жалуются на необоснованное повышение тарифа за обслуживание и ремонт общего имущества дома, а также на высокие платежи по ОДН, которые превышают индивидуальную плату собственника за эти ресурсы».
Собеседник отмечает, что нередко жалобы жильцов носят частный характер, когда проблема касается не всего многоквартирного дома, а конкретной квартиры или подъезда. «Жители сразу обращаются в ГЖИ, – продолжает Николай Гашков. – Но по закону сперва они должны обратиться к исполнителю услуг – своей управляющей организации. Если она не реагирует на жалобы, нужно обратиться в Госжилинспекцию, она проведет комплексную проверку. Ведь при УК работают специальные диспетчерские и аварийные службы. Они могут оперативно решить проблему. В ГЖИ обращение может рассматриваться продолжительное время – около 30 дней».
В силу вступил еще ряд поправок, направленных на эффективную работу в сфере ЖКХ, отмечает Анатолий Вершинин: «Важным изменением стало признание протокола общего собрания жильцов – официальным документом. За его подделку коммунальщикам теперь грозит уголовная ответственность. Кроме того, управляющие компании смогут быть инициаторами общих собраний жильцов многоквартирного дома. Раньше инициировать их могли лишь собственники жилья».
Значительно упростилась и сама форма собраний жильцов. Теперь голосовать за то или иное решение им можно не приходя на собрание. Поправками вводится очно-заочная форма голосования: активные жильцы вырабатывают проект решения, а затем он доводится до остальных жильцов, которые в заочной форме подписывают протоколы. Например, организаторы собрания смогут пройтись по квартирам в удобное время и собрать подписи и информацию о собственниках.
Фонд содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства по итогам 2014 года составил рейтинг городов с худшими управляющими компаниями в стране. Всего в рейтинге приняли участие 38 912 организаций, управляющих 734 726 домами и раскрывающих информацию на сайте «Реформа ЖКХ». Из 85 субъектов РФ Челябинская область в списке худших УК заняла 28 место. В пятерку аутсайдеров вошли Ярославская, Вологодская и Самарская области, Чукотский автономный округ и Республика Крым.
Статистика
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com