В 2015 году в жилищной и коммунальной сферах произошел ряд серьезных изменений. В Жилищном кодексе появились поправки, которые касаются как управляющих компаний, так и всех собственников многоквартирных домов. Нововведения вызывают у южноуральцев немало вопросов и жалоб. Какие ЖКХ-проблемы беспокоят жителей региона чаще всего, рассказал начальник Челябинского территориального отдела Госжилинспекции Челябинской области Евгений Усов.
– Евгений Владимирович, как часто в 2015 году в Госжилинспекцию жаловались южноуральцы?
– По количеству обращений граждан в 2015 году наблюдался прирост. Для сравнения, в 2014 году по всей Челябинской области рассмотрено 16587 обращений, в прошлом году их было уже 18843. Что касается Челябинска, в 2014 году к нам поступило 5394 обращения, в 2015 году их также стало больше – 7926.
– С чем связан рост жалоб?
– Мы связываем увеличение числа обращений, скорее, с повышением правовой грамотности южноуральцев и повышением доверия к органам государственного жилищного надзора. А также с развитием электронных сервисов, где жители могут оставлять свои претензии или предложения в режиме онлайн. Отправлять заявления гражданам стало проще. К тому же, появились такие новшества, как капитальный ремонт, например. Он вызывает у людей много вопросов, а значит, и много обращений к нам.
Кроме того, иногда жители напрямую обращаются в Госжилинспекцию, минуя свою управляющую компанию. Часто бывает так, что проблему можно решить и без участия ГЖИ, и намного быстрее. Например, когда в подъезде не горит лампочка можно обойтись звонком в УК.
– Если составить условный рейтинг, на что чаще всего жалуются жители Южного Урала?
– Весь поток жалоб можно условно разделить на несколько категорий. Например, это нарушение режимов предоставления отопления и ГВС. Такие жалобы носят сезонный характер.
Также часто собственники жалуются на неудовлетворительное содержание общего имущества в многоквартирном доме – подвалов, подъездов, кровли, неисправность строительных конструкций. Как только наступит потепление, будем готовиться к волне новых обращений, которые будут связаны с протечками кровли и затоплением подвалов. Эти жалобы лидируют в нашем условном рейтинге.
Далее следуют проблемы с начислением жилищно-коммунальных услуг. В нашем ведомстве есть отдел, который принимает такие обращения. Специалисты рассматривают начисления в квитанциях, которые вызывают у собственников жилья вопросы, и разбираются в правомерности начисления платы.
– Одной из самых острых тем остается новая система капремонтов домов. Есть ли жалобы от жителей домов по качеству работ?
– В 2015 году таких жалоб было немного, порядка 430 по региону. Чаще всего горожане интересовались, каким образом реализуется программа, кто ее контролирует и так далее.
– А кто сегодня контролирует эту программу? Госжилинспекция?
– В компетенцию Госжилинспекции не входит проверка качества капремонта. Региональный оператор самостоятельно проводит отбор подрядных организаций, следит за ходом и приемом работ, обеспечивает создание специальных комиссий с участием представителей органов исполнительной власти и собственников жилья. При необходимости он же ведет работу с подрядчиками, если к качеству ремонта есть претензии. По гарантии все эти проблемы должны быть устранены. Поэтому получив такую жалобу от южноуральцев, мы направляем ее регоператору для принятия срочных мер.
В нашем ведомстве есть отдел обеспечения надзорных функций и контроля над деятельностью регоператора. Его специалисты занимаются проверкой направления собственникам квитанций об уплате взносов на капремонт; аккумулирования этих взносов; перечислением средств при принятии собственниками решения перейти от регоператора на спецсчет и другими вопросами.
– Еще одна актуальная тема – это оплата общедомовых нужд...
– По вопросу обоснованности платежей за жилищно-коммунальные услуги за 2015 год рассмотрено 2119 обращений от южноуральцев. Основные вопросы – это начисление платы за общедомовые нужды, а также отсутствие корректировки платы за отопление по показаниям общедомовых приборов учета (ОПУ) тепловой энергии. Есть случаи, когда управляющие компании отказываются делать перерасчет. Мы разбираемся с этими ситуациями – выдаем компаниям предписания и при необходимости далее накладывается административный штраф.
Жалуются также на неснятие или неравномерное снятие показаний ОПУ, ошибки при начислении платы, а также бездоговорное потребление коммунальных услуг коммерческими помещениями в жилом доме. Это так называемые незаконные подключения магазинов, офисов и других нежилых помещений к общедомовому счетчику. По результатам проверок проводятся перерасчеты платы. По некоторым домам вопрос о корректировке платы за отопление рассматривался в суде. Как правило, такие дела заканчиваются в пользу собственников жилья.
– Управляющая компания обязана предоставить жильцам доступ к общедомовым приборам учета (ОПУ)?
– Конечно, компания не должна допускать до ОПУ всех собственников бесконтрольно. Во многих домах есть свой совет дома и его председатель или старший по дому. В их полномочия входит проверка того, как снимаются показания ОПУ. Если жители не организовали совет дома, с таким контролем могут возникнуть проблемы. Поэтому лучше всего на общем собрании собственников выбрать совет и главу, которые бы занимались вопросами многоквартирного дома, включая, контроль за ОПУ.
– Одна из новых поправок в ЖК РФ предусматривает, что граждане смогут получать от управляющих компаний компенсацию за ошибки в квитанциях и за некачественное оказание услуги. Вы уже получали подобные обращения от южноуральцев?
– По новым правилам, управляющие и ресурсоснабжающие организации действительно обязали выплачивать собственникам жилья денежные компенсации за некачественно оказанные услуги и за завышение сумм в квитанциях. Эти изменения вступили в силу только 28 декабря 2015 года. На сегодняшний день Правительством РФ не утвержден порядок предоставления таких компенсаций.
В рамках гражданского судебного производства подобные проблемы решаются, как и прежде. Но конкретной практики по выплате компенсаций пока нет. Если возникают такие конфликтные ситуации и есть возможность предоставить квитанции с ошибками, никто не отменял возможность обращений в суд.
– В 2015 году управляющие компании региона прошли лицензирование. Встречаетесь ли вы с ситуациями, когда УК, не получившая лицензию, продолжает работать и выставлять счета жителям?
– Управляющая компания, не получившая лицензию на свою деятельность, не имеет право выставлять собственникам квитанции. Проверить имеет ли ваша компания этот документ можно на сайте Госжилинспекции, где есть реестр лицензированных управляющих организаций.
– Что ждет компании, которые нарушают условия лицензирования?
Если вам приходят квитанции сразу от двух управляющих компаний, проверьте, получили ли они в этом году лицензии на свою деятельность и к жилфонду какой из них относится ваш многоквартирный дом. Сделать это можно на сайте Госжилинспекции, в разделе «Реестр лицензий Челябинской области».
– Если вы выяснили, что платежи выставляет УК без лицензии, вы имеете право не оплачивать ее и обратиться за разъяснениями в ГЖИ. В данном случае квитанция – главное доказательство нарушения со стороны организации. Прецеденты на Южном Урале были, они решались через суд. Кроме того, такие УК ждет административный штраф в размере от 150 до 250 тысяч рублей. Например, за осуществление деятельности без лицензии к ответственности была привлечена УК «Алена».
– А какое наказание ждет управляющие компании, которые получили лицензии, но недобросовестно выполняют свою работу?
– По закону, такие компании ждет административное наказание в виде штрафа и даже лишение лицензии. Это возможно в том случае, если УК не исполнила более двух предписаний. Но, как правило, после выездных проверок и выявления серьезных нарушений управляющие компании стараются выполнить предписания и устранить ошибки, чтобы не лишиться лицензии и урегулировать конфликт с жителями. В Челябинской области пока не было прецедентов по лишению лицензии управляющей компании.
– Как часто ГЖИ приходится разбирать так называемые «коммунальные войны» между собственниками и управляющими компаниями?
– В Госжилинспекцию поступают подобные обращения. К примеру, на общем собрании собственники приняли решение перейти от одной УК в другую или создать ТСЖ. Но компания отказывается передавать новой организации техническую документацию на многоквартирный дом, не отдает ключи от помещений и так далее. Она продолжает, несмотря на протокол собрания с соответствующим решением, выставлять квитанции жителям.
В таких конфликтных ситуациях КоАПом для УК, нарушающих закон, предусмотрена административная ответственность. Подобные «коммунальные войны» также рассматривались и судом.
– Чем может помочь ГЖИ жителям, которые оказались втянуты в «коммунальную войну»?
– Тем, кто оказался в подобной ситуации, нужно обратиться в ГЖИ с письменным заявлением и с приложением копии протокола общего собрания собственников, где принималось решение о переходе от одной управляющей организации к другой. Госжилинспекция рассмотрит это обращение и при выявлении нарушений со стороны управляющей компании вынесет предписание.
– В какой срок ведомство должно рассмотреть жалобу и предоставить ответ?
– Жалобы от граждан рассматриваются ведомством в срок до 30 дней. Также предусматривается продление этого срока, но не более чем на 30 дней с информированием заявителя. Бывают сложные ситуации, ответ на которые невозможно получить в кратчайшие сроки. Возможно, нужны дополнительные мероприятия для решения проблем либо проверка.
Для оперативного решения проблем собственникам квартир нужно научиться общаться со своей управляющей компанией. Только конструктивный диалог поможет сэкономить ваши время и нервы. Если организация не намерена решать проблемы, только тогда стоит обращаться в Госжилинспекцию, Роспотребнадзор или прокуратуру.
Фото: Фото предоставлено пресс-службой ГЖИ по Челябинской области