Застройщики Челябинска заменяют запланированные ранее монолитно-каркасные дома на панельные. Эту тенденцию первыми заметили сами проектировщики. Тема расколола строительное сообщество на два лагеря: одни полагают, что устаревшие панельки давно пора запретить либо «прокачать» до неузнаваемости, другие же констатируют, что альтернативы панельному жилью нет, а значит, и жить оно будет еще долго.
Как рассказал сайту директор компании «УралНИИСтромПроект» Василий Важенин, запрос идет в сторону панельных домов 97-й серии. Таким образом застройщики переориентируются на более низкий ценовой сегмент, ведь себестоимость квадратного метра панельного дома примерно на десять тысяч рублей дешевле, чем монолитно-каркасного. «Платежеспособный спрос сильно упал, строить монолитно-каркасные здания просто нерентабельно. Так что готовьтесь, панелек в ближайшие годы будет больше», – заключил собеседник.
Рассуждая о будущем панельного жилья, представители строительного рынка высказывают самые разные мнения. Одно из главных – панель сильно ограничивает полет архитектурной мысли, и ей не место на гостевых маршрутах мегаполиса. При этом вспоминают Москву и Екатеринбург, где во многом благодаря мощному архитектурному лобби серийное панельное жилье уже практически не строится.
«Да, мы раскрасили в разные цвета микрорайоны с панельными домами. Но архитектуры у нас так и нет, – говорит председатель правления ЧРО “Союз архитекторов России” Сергей Якобюк. – Архитектура – это работа со средой, и панельная застройка дает тут мало возможностей, чтобы развернуться. Жилье должно быть разным, красивым, интересным для покупателя. Я не считаю правильным строить где-то в поле панельные дома и продавать квартиры-комнаты по 20 с небольшим метров. Это даже хуже хрущевки».
«Челябинск – это город вчерашнего дня. А нам, жителям, хочется жить завтрашнем дне, чтобы общая концепция развития работала на перспективу, – соглашается генеральный директор Союза строительных компаний Урала и Сибири Юрий Десятков. – Мы живем сегодня по генплану, который уже давно устарел. И четкого понимания того, как мы будем развиваться, никто, к сожалению, до нас не доносит. А хотелось бы это знать. В Екатеринбурге, например, видна рука архитектора, видна мысль. Когда приезжаешь в Челябинск, становится до безумия обидно, что мы, такие хорошие люди, живем в таком некрасивом городе».
Эксперты указывают на еще одно слабое место панельных домов – это их качество. «Мы регулярно получаем обращения от людей, купивших квартиры в панельных новостройках, – комментирует председатель Совета ЧРОО “Наш новый дом” Евгений Гурвич. – Чаще всего жалуются на слабую гидроизоляцию швов – дома “текут” во время дождей или во время схода снега. По некоторым объектам с такой претензией люди идут целыми подъездами, не сговариваясь. И, конечно, большие вопросы к звукоизоляции: слышно даже не соседей через стенку, а по диагонали через две квартиры».
На фоне этого город до сих пор не может решить, что же ему делать с серийными панельными домами. С точки зрения экономики, это удобный для застройщиков вариант: объекты возводятся быстро, проекты обкатаны годами, да и для потребителя цена – одна из самых низких. «Структура спроса и предложения распределяется так, что у большинства людей просто нет возможности приобретать что-то дорогое по 50-70 тысяч за квадрат, – анализирует заместитель управляющего АН “РиэлтСтройком” Анна Шипина. – А жить нужно сейчас. И хочется, чтобы дети жили в комфортной, новой квартире. Речь идет не о том, красиво это или не красиво, а о том, есть на это деньги или нет».
Директор Yellowstone development Денис Ни напоминает также, что переход на более дешевое жилье – это неизбежное решение в нынешних экономических условиях. «Это одно из следствий того, что происходит в экономике нашей страны, – убежден собеседник. – Чуда не случится, пока экономика, в том числе региональная, будет развиваться так, как сейчас».
Панельному жилью в Челябинске несколько раз пытались дать второй шанс. Например, завод «Бетотек» несколько лет назад начал производить усовершенствованную «финскую» панель. Но стоимость модернизированной версии оказалась выше привычных аналогов, и большинство застройщиков продолжает ориентироваться на старые во всех смыслах образцы.
«У нас нет градостроительной политики, которая бы регламентировала то, какой должна быть панелька, – добавляет Василий Важенин. – В Москве в свое время для этого выпустили объемный документ, который четко показывал, какие проекты могут появляться на карте города, а какие – нет. Там архитекторы и градостроители поняли, что весь экономический рост региона сконцентрирован на их работе. Если работать на технологиях 70-80-х годов прошлого века, регион просто начнет загнивать. Пока в Челябинске не изменится подход к формированию градостроительной политики, то ничего и не изменится».
Фото: Фото с сайта Shutterstock.com