Как включают отопление? На днях редакция 74.ru задалась этим вопросом, но ответов не знал никто: то ли есть какой-то вентиль в подвале, то ли красная кнопка под столом главы города. И сегодня, в начале отопительного сезона, мы побывали в одном из домов на улице 40-летия Победы, чтобы посмотреть, как на самом деле подают в квартиры тепло.
Подвальное помещение, куда мы попали, называется тепловой узел. Современное оборудование довольно компактно, поэтому помещение небольшое — с обычную комнату.
Процедура подачи тепла оказалась удивительно простой: слесарь Хидиятулла Габбасов повернул две синие задвижки и включил пару автоматических насосов. Через три минуты стояк отопления начал нагреваться.
— В этом доме самая простая схема, — говорит Хидиятулла. — А в старых приходилось побегать, потому что и система сложнее, и вентили надо крутить аккуратно, и воздушные пробки, бывает, возникают.
Впрочем, подключая поочередно один дом за другим, Хидиятулла непрерывно возвращается и проверяет параметры: давление, температуру, расход теплоносителей. И так — первые пару недель после запуска.
При кажущейся простоте процесс довольно сложный и даже нервный. Но основная работа проводится не осенью, а летом, когда систему промывают, опрессовывают высоким давлением, заполняют теплоносителем, получают разрешительные документы. Цена ошибки — это разморозка дома в холода, затопление квартир и даже ожоги персонала.
На очень упрощенной схеме мы изобразили тепловой узел. Тепло подается в дом с технической водой, которая в нашем случае нагревается либо на ТЭЦ-3, либо в котельной на улице Молодогвардейцев.
Температура воды, которая поступает от ТЭЦ, зависит от сезона. Если по осени она не превышает 100 градусов, то в морозы может подниматься до 115 градусов. А расчетная и вовсе 150: не дай бог попасть под струю такого пара, тем более, давление в трубопроводе — под 10 атмосфер.
Некоторые думают, что вода приходит в домашний кран уже горячей, но нет: её греют до 60–70 градусов от теплоносителя, поступившего с ТЭЦ. Другими словами, тепло поступает в дом круглый год, кроме пары недель, когда теплосети выключают для опрессовки.
Кстати, расход энергии на подогрев водопроводной воды колоссален: зимой 50–60% тепла тратится именно на воду, а не отопление. Ведь мы сливаем её прямиком в канализацию, использовав лишь считаные проценты теплоты. Судите сами: если открыть кран с горячей водой на всю катушку, интенсивность потерь энергии составит порядка 5–6 кВт — как три включенных электрочайника.
Даже если все водопроводные краны в доме закрыты, горячая вода гоняется по кругу циркуляционным насосом. Зачем? Чтобы она не остывала в трубах, и при открывании кранов верхние этажи получили её сразу, а не через пять минут.
А это основные насосы, которые по-научному называются повысительными: они создают давление в несколько атмосфер, чтобы вода поднялась по водопроводу к верхним этажам.
Теплоносителем является техническая вода, которая циркулирует по кругу и переносит тепло от этого теплообменника к батареям в наших квартирах.
Кстати, для заполнения системы перед отопительным сезоном берут ту самую воду, что поступает с ТЭЦ. В стояк одного подъезда десятиэтажного дома помещается всего 3 кубометра: примерно как в хороший садовый бак. Техническая вода не подходит для питья, но не потому, что грязная. Её тоже чистят и готовят на ТЭЦ, просто по другим рецептам: главная задача тут — минимизировать вред для трубопроводов.
Современная система отопления управляется электроникой, которая учитывает множество параметров, включая «забортную» температуру. Но человек всё равно нужен: например, он может выбрать разную интенсивность нагрева дома в зависимости от наружной температуры.
А вообще подача тепла в дом — горячее время для управляющих компаний. Одна из распространенных проблем — завоздушивание радиаторов в квартирах.
Симптомы воздушных пробок известны: при горячем стояке батарея остается едва нагретой. В принципе, решить проблему вы можете сами. Сбоку на радиаторе есть так называемый кран Маевского, позволяющий стравить лишний воздух. Только не выкручивайте кран полностью — достаточно слегка отвернуть его до появления шипения и свиста. А как только заструится вода, закрывайте кран и щупайте батарею. В случае сомнений вызовите специалиста управляющей компании: в межсезонье это одна из их забот.
И напоследок покажем вам самый злободневный прибор: теплосчетчик. Он состоит из расходомера, двух термопар (на входе теплоносителя и на выходе) и блока управления. Именно он вычисляет те самые гигакалории тепла, за которые мы платим в зимние месяцы.
Кстати, сколько мы платим?
Расчет суммы зависит от наличия в доме прибора учета — теплосчетчика. Если он есть, показания умножаются на тариф «Уральской теплосетевой компании»: одна гигакалория стоит 1416,41 рубля. Дома с индивидуальными счетчиками тепла в квартирах пока редкость, поэтому общая сумма дробится между собственниками пропорционально площади квартир.
Если теплосчетчика нет или мы хотим проверить адекватность суммы, поможет норматив на потребление. Он показывает, сколько гигакалорий энергии тратится на обогрев квадратного метра дома в месяц. Например, для квартиры площадью 50 квадратов в доме, как на фотографиях, необходимо 0,02013 х 50 = 1,0065 Гкал в месяц. Норматив учитывает возраст дома (постройка до или после 1999 года) и материал стен (панель, кирпич, дерево).
В нашем случае, платеж по нормативу составит 1425,62 рубля в месяц, но при наличии теплосчетчика сумма обычно ниже. Впрочем, это зависит от дома, погоды и чистоплотности управляющей компании. Перерасход тепла может провоцировать неравномерная теплоизоляция квартир: скажем, крайние этажи жалуются на холод, управляйка поддает жару, в прочих квартирах становится душно, жильцы распахивают окна, но счетчик всё тикает...
А наша миссия закончена. Мы выходим из нашего подвала на свежий воздух: в нём и до подачи тепла было жарковато, а когда нагрелись стояки, нас буквально прошиб пот. Зато в квартирах стало тепло.
Мы уже считали, во сколько нам обходятся электрические обогреватели. В этом году власти отказались от идеи раннего включения отопления. Если ваши платежи за тепло неадекватны, можете добиться перерасчета и возврата суммы.
Благодарим управляющую компанию «Домуправ» за помощь в подготовке материала
Если вы столкнулись с проблемами в сфере ЖКХ, присылайте сообщения, фото и видео на почту редакции, в наши группы «ВКонтакте», Facebook и «Одноклассники», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74. У нас есть собственный канал в Telegram, где мы публикуем главные новости Челябинска и региона.