Пока большинство челябинцев возмущаются январскими квитанциями за тепло, жители панельки на Комсомольском проспекте, 36 хватаются за голову. Им насчитали долгов за полтора года. Всему виной перерасчет за 2019-й, проведенный не в пользу жильцов. Как так вышло и законно ли это — разбираемся в материале 74.RU.
— Перерасчет нам сделали аж с октября 2019 года. За январь за отопление в квартире площадью 62,2 квадратного метра прислали [счет в] 6400 рублей. Я, честно, в шоке. Как можно сделать перерасчет за такой долгий период, если мы платим по общедомовому прибору учета? — возмущается жительница дома Ольга. — Соседи тоже говорят, что увидели суммы перерасчета. За «двушки» получили счета на пять с лишним тысяч, хотя обычно платили по 1500–1800 рублей.
Дом загудел от возмущения. Жильцы сверили друг у друга квитанции с огромными перерасчетными начислениями и кинулись с вопросами в Городской центр начисления коммунальных платежей. Там им дали стандартный, мало что поясняющий ответ: при изменении данных производится перерасчет по общедомовому прибору учета (ОПУ) за период, в котором произведены изменения, — перерасчеты по горячему водоснабжению, изменение площади, изменение объемов по ОПУ.
— В январской квитанции сумма выше на 696 рублей, а батареи как были еле теплые, так и остались. В расчетном центре говорят, что пришла корректировка с управляющих компаний и увеличились площади жилых и нежилых помещений. Как это так? Подвал у нас не расширился, жилищные помещения тоже остались прежними. Дом оснащен тепловыми счетчиками, в ЖЭКе № 15 подтверждают, что передавали показания на 23–25-е числа каждого месяца и никаких корректировок не направляли, — недоумевает Елена из этого же дома. — Я исправно оплачиваю коммунальные платежи, долгов не имею. Почему кто-то поправляет материальное положение за мой счет?
Женщина подчеркивает, что аварии на теплотрассе во дворе дома 36 по Комсомольскому проспекту повторяются с удивительно частой периодичностью, а теплосети не торопятся их устранять.
— Уже лет пять раз в две-три недели парит до окон 9-го этажа. Дом регулярно подтапливает. Как до сих пор не сложился? Раз-два в месяц стабильно ковыряют теплотрассу наугад — то здесь, то там… А теперь на добросовестных жильцов разбросали задолженности неплательщиков и халатные потери из-за аварийных ситуаций, — считает хозяйка одной из квартиры. — Это просто наглость со стороны властей и тепловиков. Расчет на то, что жильцы молча проглотят обиду и заплатят, а далее войдет в привычку, так и будут доначислять, когда вздумается.
Каким образом «увеличились площади» дома и почему перерасчет платежей за отопление решили сделать спустя полтора года? С такими вопросами 74.RU обратился в компанию «Уралэнергосбыт». Именно она рассчитывает, сколько владельцы той или иной квартиры должны заплатить за тепло («Уралэнергосбыт» — агент АО «УСТЭК-Челябинск» по сбыту тепловой энергии. — Прим. ред.).
— Изначально в компанию были предоставлены неверные данные площади жилых и нежилых помещений в многоквартирном доме по адресу: Комсомольский проспект, 36. Соответственно, часть помещений не учитывалась в расчетах, — объяснили в пресс-службе компании «Уралэнергосбыт». — После сверки с данными Федеральной службы государственной регистрации уточнены площади и произведена корректировка начислений.
Но почему жителям насчитали суммы, начиная с 2019 года? По словам энергетиков, перерасчет произведен с начала отопительного периода прошлого года (отопительный сезон считается с осени по весну, то есть речь идет о сезоне 2019/2020 года. — Прим. ред.), так как до этого тепло поставляла другая теплоснабжающая организация. Получается, что жильцам еще повезло — могли бы и за предыдущие годы добавить.
Перерасчеты платежей за коммунальные услуги могут быть как правомерными, так и незаконными, говорят юристы.
— Плату за тепло начисляют по тарифу, либо с учетом показаний потребленных ресурсов, либо по нормативу. Сам по себе перерасчет возможен. Но выполнен ли он в соответствии с законом, могут установить контролирующие и надзирающие органы: ФАС, прокуратура, Госжилинспекция, Министерство тарифного регулирования и энергетики, — указал адвокат Андрей Саунин. — Нужно разбираться в каждом конкретном случае.
В Госжилинспекции 74.RU сообщили, что уже ведут проверку по обращениям жителей дома. В ведомстве сравнили квитанции за апрель прошлого года и за январь 2021-го. Техпаспорт на этот дом старый, поэтому управляющая компания дала выписки из Росреестра. Из них следует, что общая площадь дома действительно сократилась. Сейчас она 10 287,9 квадратного метра, а ранее была 11 983,3. Эту разницу по площади внезапно и включили в перерасчет платы за тепло задним числом.
— Разница значительная — 1600 квадратных метров. Будем выяснять, почему изначально УСТЭК рассчитывал по одной площади, а теперь — по другой. Но главное — надо понять, в какой момент теплоснабжающей организации стало известно о другом размере общей площади дома. Исходя из этого сделаем вывод, насколько законен перерасчет, — уточнила и. о. начальника Главного управления «Государственная жилищная инспекция Челябинской области» Элла Никитина. — Если информация из Росреестра поступила с начала января, то с этого месяца и должны быть начисления, а не задним числом. Почему жильцы должны страдать, если ресурсник не выяснил вовремя актуальность площади? Да, порой техпаспорта на дома старые, с неверной информацией, но ресурсоснабжающая организация должна обладать актуальной информацией.
Судя по комментариям читателей 74.RU и сообщениям челябинцев в соцсетях, дом на Комсомольском проспекте — не первый и не последний, кого «порадовали» подобными перерасчетами.
— Действительно, проблема некорректности данных по общедомовой площади существует. Данные ЕГРН и ГИС ЖКХ могут не совпадать, — отметил эксперт тематической площадки ОНФ «Жилье и городская среда» Павел Склянчук. — Неразберихой часто пользуются управляющие компании, чтобы покрыть свои задолженности перед коммунальщиками. За счет увеличения в расчет за общедомовые нужды включаются неотапливаемые помещения — подвалы, чердаки или подземные парковки.
По мнению Павла Склянчука, для устранения этой проблемы нужно восстановить систему технического учета жилищного фонда. В последние годы она претерпела слишком много реорганизаций.
Куда пожаловаться на неправильные начисления за тепло
Обращение в Госжилинспекцию можно направить:
по почте: 454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 43;
в электронной форме через сайт ГИС ЖКХ;
через специальный ящик для приема обращений, расположенный на первом этаже Главного управления ГЖИ (г. Челябинск, ул. Энгельса, 43).
— Через соцсети, по электронке, через платформу обратной связи, через интернет-приемную на нашем сайте можно получить ответы на некоторые вопросы. Но основанием для организации контрольно-надзорных мероприятий являются только те обращения, которые позволяют установить личность заявителя (так требует закон. — Прим. ред.), — объяснили в Госжилинспекции.