Капремонт здания на проспекте Ленина, 40 начали в 2019 году и должны были завершить в 2020-м, но, как рассказали жильцы «сталинки», бригады сначала без конца менялись, потом и вовсе исчезли, леса разобрали, а фасад оставили неоштукатуренным. В этом году, кажется, о ремонте забыли напрочь: всю весну и начало лета шестиэтажка оставалась без внимания подрядчика, только пару дней назад появились подвижки, но вместо масштабных работ — что-то по мелочи. Почему дом на гостевом маршруте никак не могут привести в порядок и какие сроки озвучивают в регоператоре на этот раз?
Жильцы знаменитого дома с балюстрадой разводят руками: квитанции за капремонт приходят регулярно, но вот сама реконструкция почему-то затянулась. Смотреть на полуразрушенные балясины и осыпающиеся колонны у людей уже нет сил.
— В прошлом году начали, делали что-то тяп-ляп, потом всё бросили, нам объяснили, что наш дом законсервировали, — рассказала жительница второго подъезда Людмила. — Сейчас всё стоит, кто-то появлялся, кто-то походил, и снова тишина. Вот уже половина лета прошла, а сдвигов никаких! Ведь из окна не выглянуть, всё полуразрушенное, срамота какая!
Красный дом с колоннами на проспекте Ленина, 40 было построен в ноябре 1936 года. Подготовка к его строительству началась в 1934 году, квартиры в нем предоставлялись сотрудникам областного земельного управления. В здании три подъезда, шесть этажей. По архитектурному стилю это эклектика, сочетание постконструктивизма и неоклассики. Архитектор неизвестен.
Соседка Людмилы Ирина, стоя на балкончике с балясинами, показывает: выступ над колоннами пытались отреставрировать в прошлом году, но вместо строгости классицистических форм, заданных архитектором, вышло что-то грязно-невнятное. И главное — непонятно, исправят ли огрехи прошлых бригад их сменщики в этом году или так и бросят.
— А что удивляться-то? Мне рабочие сами рассказывали, что им не заплатили. Они работали, а денег не видели, — вспоминает Ирина. — И понятно, что тут нужен какой-то другой подход, не такой, как на других объектах — на хрущевках или панельках, наш дом хоть и не памятник, но бригады должны быть более квалифицированные. Они что-то начинают делать, потом бросают, сбили наличники на окнах, новые не сделали. Был вообще разговор, что колонны будут заменять на другие. Но как это технически осуществить, я даже представить не могу.
Михаил Ануприев из первого подъезда говорит:
— В прошлом году подумал было, что подружился с рабочими, одному даже дал тысячу рублей на покраску оконных рам. Но спустя пару дней ни своих денег, ни маляров не увидел. В этом году вышел, смотрю — один рабочий что-то делает во дворе. Я спрашиваю: «А где те?», он рассказал, мол, те накосячили и исчезли. Теперь ему одному все переделывать, бригада в прошлом году не успевала сдать объект до минусовых температур, вот они всё побросали. Они мало того что рамы мне снаружи не покрасили, еще и стеклопакет разбили. Ремонтировали крышу, там что-то упало, ударилось о мое окно, и всё — трещина.
Сейчас у красного дома на главной улице Челябинска нет никакого особого статуса, но это не повод ремонтировать здание как попало, считает координатор группы градозащитников «АрхиСтраж» Юрий Латышев.
— Об этом здании практически ничего не известно. Но дом, безусловно, интересный, — говорит Юрий Латышев. — Он поинтереснее многих, которые сейчас числятся как выявленное наследие. Его, конечно, надо довести до ума, отремонтировать. По стилю это такая эклектика: смешение конструктивизма, который уже заканчивался в те годы, и элементов классицизма, который еще не успел стать популярным. Вообще удивительно, что в те годы был такой дом построен, обычно в таком стиле строили гораздо позже, например, наш Театр оперы и балета.
В ветклинике, которая находится в цоколе, признаются — тоже страдают из-за сорванных сроков ремонта.
— Да, мешает, да, неудобно, грязь летит, клиенты нас не видят, пришлось вывеску даже перенести, нас теряют, — рассказали 74.RU на ресепшене. — Вот как прошлым летом забросили, так и не начинали. Бригады менялись: сначала русские были, потом гастарбайтеры появились, даже на улицу было страшновато выходить, а потом и они пропали.
На улице неторопливо примеряется к фасаду один рабочий.
— Я наличники цепляю на окна, я художник, у нас своя художественная мастерская. Мы здесь на подряде работаем, только вышли на объект, — рассказал Константин.
В регоператоре капремонта заверили, что как раз наличники на окнах и стали одним из факторов, из-за которых работы пришлось приостановить в прошлом году.
— Работы там начались еще в 2019 году, но они осложнились тем, что там есть обрамление окон, у нас это была заказная позиция, — объяснил начальник Челябинского отдела капремонта регоператора Андрей Пликин. — Там материал — композит определенный, он довольно длительный в изготовлении и довольно дорогой. Мы остановили работы, потому что восстанавливать лепнину, которая там вокруг окон была, получалось нехорошо. Сейчас работы возобновили, до осени ремонт закончим. Центр города, хочется сделать хорошо, дом, сами понимаете, видовой.
Еще один дом в Челябинске на проспекте Ленина начали ремонтировать этой весной по программе капремонта. С фасада пятиэтажки сняли сайдинг и оголили кирпичную кладку. Его приводят в соответствие с дизайн-кодом города.
Правда, не везде капремонт успевают начать вовремя. Так, двухэтажку в Ленинском районе на улице Кронштадтской не успели привести в порядок, там в начале июня обрушилась стена. Похожая история произошла несколькими месяцами ранее: в марте 2021 года в общежитии на Худякова отвалилась часть фасада.