19-летняя студентка художественного училища Маргарита Латифьянова выставила картины в своем доме в Ленинском районе. Пока работы занимают три пролета из пяти, но в скором времени она дополнит экспозицию: разместит полотна там, где пока еще пусто.
На первом этаже при входе Маргарита повесила обращение к соседям: импровизированная галерея — это не просто желание поделиться своим творчеством, но и попытка сделать лестничную клетку приятнее и чище.
— Мы с моей семьей захотели сделать наш подъезд уютнее и решили повесить мои картины здесь, чтобы всем было приятно в нём находиться, ведь это тоже часть нашего дома, — говорится в записке.
В разговоре с 74.RU Маргарита объяснила, что большая часть полотен — это учебные работы. Все они написаны во время занятий в училище, выполнены маслом на холсте, в основном это портреты и натюрморты. В данном случае, подчеркнула наша героиня, импровизированная экспозиция — что-то сродни тактическому урбанизму.
Тактический урбанизм — подход к изменению городской среды через краткосрочные, недорогие и легко масштабируемые изменения. Возникает в ответ на несовершенства существующей среды.
— Я в будущем хотела бы как-то облагораживать Челябинск, начала с подъезда, потому что это тоже часть общественного пространства, — объяснила свой замысел художница. — Решила развесить картины, потому что они просто лежат дома, делать с ними я ничего не планировала, вот и выставила на всеобщее обозрение. Полотна с моей учебы — с уроков живописи и рисунка. Дальше вывесим еще другие мои работы — этюды с пленэра в Миньяре. Там будут горные пейзажи.
«В дальнейшем хочу пойти в урбанистику, чтобы облагораживать уже улицы, пока начинаю с малого»
Мама Маргариты Юлия поначалу боялась, что часть художеств могут украсть:
— Во мне боролись две матери: одна, которая думала: «Мое, никому не дам, попортят, украдут, дома положить в коробочку, хранить буду», и вторая: «Да, это наша умница-доча, смотрите, любуйтесь, хвалите», — призналась Юлия Латифьянова. — Компромисс найден, часть картин — дома, часть — на общее обозрение. Вопрос назрел с двух сторон, работам нужен зритель, в то же время в нашем подъезде в последнее время стали появляться новые жители, которые не очень аккуратно относятся к нашему общему пространству. Очень надеемся, что это будет первым шагом к доброму соседству, чистоте и взаимопониманию.
Реакция соседей не заставила себя ждать: на записке Маргариты жильцы дома стали оставлять отзывы.
— Мы тоже этому рады и согласны на красоту! — написали они.
Одна из жительниц пятиэтажки устроила нам экскурсию и показала самые сильные, на ее взгляд, полотна — изображения банщика и крестьянки.
— Я на работу опаздываю, засматриваюсь, — поделилась впечатлениями соседка Ирина Геннадьевна. — Мне очень нравится портрет мужчины в бане, какой-то он настоящий. Видно, что он уже в возрасте и он самодостаточный, благородный. Мне кажется, что он широкой души человек, но в то же время может быть строгим. Крестьянка — очень эффектная, волевая дама.
Еще один сосед, Максим, признался, что в искусстве ничего не понимает, но переменам рад:
— Классно! Я не люблю галереи, но всё, что здесь развешано, мне нравится, — сказал молодой человек.
Два года назад в микрорайоне Парковом также украсили подъезд. Там появилась «Адель» Густава Климта.
Ранее мы рассказывали историю о том, как жители пятиэтажного дома в Тракторозаводском районе Челябинска почти 20 лет не видели ремонта в своих подъездах. Устав от борьбы с коммунальщиками, соседи сбросились деньгами, взяли в руки кисточки и разукрасили подъезд.