На проспекте Ленина, улицах Энгельса, Советской, Сони Кривой начали ремонт фасадов. На 14 объектов потратят полмиллиарда рублей, или в среднем 30–40 миллионов на один дом. От благих на первый взгляд намерениях некоторые челябинцы в недоумении, ведь фасады на гостевых маршрутах обновляли всего пару лет назад и тоже по инициативе регоператора капремонтов. Люди задаются вопросом: «Зачем их переделывать сейчас?» К тому же у собственников жилья есть претензии к используемым материалам: для утепления стен в ход идет горючий пенопласт. Меж тем других проблем в высотках хватает: прогнившие трубы, затопленные подвалы и протекающие крыши, и капитально ремонтировать их не собираются ближайшие 8 лет. Рассказываем, что на это говорят в мэрии, и разбираемся с юристом, можно ли опротестовать действия регоператора.
Полмиллиарда на фасады
В договоре регоператора капремонта с подрядчиком — уфимской компанией ООО «ИМЕКСО» — 14 адресов:
пр. Ленина, 38;
ул. Героев Танкограда, 108;
пр. Ленина, 28;
пр. Ленина, 64;
пр. Ленина, 68;
ул. Володарского, 32;
ул. Советская, 65;
ул. Сони Кривой, 26;
ул. Сони Кривой, 69;
ул. Энгельса, 28;
ул. Энгельса, 65;
ул. Энгельса, 69;
ул. Шуменская, 10;
ул. Пионерская, 9 (Сосновка).
Общая сумма по контракту — 552 миллиона — не была снижена в ходе торгов ни на рубль. Притом все работы касаются исключительно внешнего вида зданий и не затрагивают внутренних систем — коммуникаций, подвалов, фундаментов, крыш. Судя по техзаданиям, фасады утеплят, затем покроют штукатуркой и покрасят с имитацией руста, балконы оформят профнастилом. Большая часть указанных в контракте домов — это облицованные каменными плитами кирпичные высотки 1970–1976 годов постройки. Практически все дома из списка находятся в центре Челябинска — либо выходят на проспект Ленина, либо стоят неподалеку от него.
По данным сервиса «Контур.Фокус», ООО «ИМЕКСО» — микропредприятие, зарегистрировано в Уфе в 2003 году. Основной вид деятельности — строительство жилых и нежилых зданий. Уставный капитал — 10 000 рублей. В штате организации всего один сотрудник — директор Вадим Абдуллин (он же является владельцем компании). В 2021 году чистый убыток «ИМЕКСО» составил 320 тысяч рублей.
Недоумение у части жильцов вызывает то, что фасады всех этих зданий ремонтировали совсем недавно — в 2019–2021 годах. При этом основные работы, связанные с отоплением, водоснабжением, электропроводкой, канализацией, запланированы в лучшем случае на 2031–2033 годы, а где и вовсе отложены до 2046–2048 годов. Уровень износа домов доходит до 41%.
— Когда планировали саммиты ШОС и БРИКС в Челябинске, наши дома уже покрывали белой краской, — вспоминает житель одной из высоток Кирилл. — На фасадах находятся каменные плиты, они монументальные, поэтому местами заделывали швы. Это было всего пару лет назад. И тогда, и сейчас работы велись в рамках капремонта, то есть за счет жителей.
После этого на 14-этажных домах на проспекте Ленина (башнях Вулыха) смонтировали архитектурную подсветку.
«Обкрадываются тысячи домов»
Теперь подсветку спешно сдирают, а каменные плиты обшивают утеплителем, рассказывает Кирилл. По документам, на каждый из фасадов потратят 30–40 миллионов рублей. Внушительные суммы вызывают вопросы, тем более что внутри дома не сделают ничего.
— Власти решили спустить 500 миллионов на утепление фасадов. Хотя там большие проблемы и с крышами, и с трубами, с подвалами. В этих домах коммуникации не ремонтировали ни разу с момента постройки — с 70-х годов, — возмущается Кирилл. — На один только наш фасад потратят 29 миллионов рублей. Если даже предположить, что квадратный метр такого пенопласта, как используют рабочие, стоит максимум 300 рублей, что сильно завышено, а площадь одной стороны дома — тысяча квадратов, получается, отделка одного дома потянет миллиона на четыре от силы, и то уже с работами, но никак не 29! Деньги на это идут из общего котла регоператора, то есть забираются общегородские деньги со всех домов, обкрадываются и наши дома, и тысячи других домов.
Помимо этого, жильцы недовольны качеством материалов, которые используются при ремонте. Ради эксперимента они взяли небольшой кусок такого же пенопласта, каким обшивают их дом, и подожгли.
— Пенопласт загорается за долю секунды, то есть наши высотные дома автоматически превращаются в потенциальные 14-этажные факелы. К тому же при горении этого материала выделяются отравляющие газы, от которых легко задохнутся люди при пожаре. Данный пенопласт запрещен в Европе для домов выше трех этажей по вышесказанным причинам пожарной безопасности, — утверждает житель высотки. — Проблем с теплом в квартирах никогда не было, у нас стены толщиной 70 или 80 сантиметров, они очень теплые.
Жители обратились с жалобами в Госжилинспекцию, прокуратуру, городскую администрацию и областное правительство.
«Очень напоминает кумовство»
Из общего списка выбиваются три дома, которые стоят далеко не на гостевых маршрутах — на улицах Шуменская, Пионерская, Героев Танкограда. По какому принципу их включили в один контракт с центральными адресами, до конца непонятно. И это тоже вызывает недовольство части челябинцев.
— Я живу в соседнем доме с Шуменской, 10, где ремонтируют фасад. Но их девятиэтажка не стоит на гостевом маршруте, почему ее вдруг начали ремонтировать? Почему, например, не наш дом на Шуменской, 14? — задается вопросом Олег. — А самое неприятное, что из-за их дома отодвинули сроки многих других домов. Ощущение, что их ремонтируют под шумок. Всё это очень напоминает кумовство. Поймите, наш дом в аварийном состоянии: батареи сгнили. Если раньше сроки нашего капремонта стояли — 2024–2025 год, то сейчас 2029–2030-й, а эти пять лет могут стать для дома решающими.
Мы обратились к регоператору капремонта и в Минстрой Челябинской области с просьбой дать разъяснения. Но на момент публикации ведомства не смогли прокомментировать ситуацию. В челябинской администрации ответили на запрос 74.RU, но там предоставили лишь общую информацию.
— Мероприятия по капитальному ремонту многоквартирных домов проводятся в соответствии с региональной программой капитального ремонта Челябинской области на 2014–2048 годы, согласно которой проведение работ по капитальному ремонту фасадов предусмотрено в 2022–2023 годах, — сообщил замглавы города Александр Астахов.
Можно ли оспорить действия регоператора?
Юрист Николай Попов уверен, в данном случае жителям можно и нужно идти в суд на регоператора и требовать экспертизу.
— Если собственники не согласны с тем, как региональная программа решила проводить ремонт, то действительно можно оспаривать ситуацию и в суде. Однако в этом случае параллельно необходимо подавать заявление на возбуждение уголовного дела, потому что возникает много вопросов по поводу завышенных сумм на ремонт, — считает Николай Попов. — Следственные органы должны проверить, не было ли нарушено законодательство, в том числе и антимонопольное, насколько верно определен перечень работ и подобраны материалы. Здесь есть все признаки того, что происходит нечто очень грубо выходящее за рамки гражданских правоотношений.
Кроме того, продолжил Николай, если на сетях домов произойдут поломки, потребуется срочно их ремонтировать. Это может вылиться в дополнительные начисления за капремонт, что существенно нарушает интересы жильцов.