В Челябинске жильцы дома на Комсомольском проспекте воюют со школой вокала, открывшейся на первом этаже. Раньше под боком был тихий офис, а теперь поют «Рюмку водки на столе» или «Глаза твои карие». График работы — с 10 утра до 22 часов, даже в выходные. Мы поговорили с соседями, юристом и представителями бизнеса.
Заехали после Нового года
— Они открылись после Нового года. Фасадные стены у нас толстые, а внутренние перекрытия тонкие, — объяснила соседка школы Наталья. — Всё это, конечно, слышно вплоть до третьего этажа и выше. «Поют» и пол, и стены, и даже батареи. У них же там стоит профессиональная аппаратура: усилители, большие колонки, синтезаторы. Репертуар — «Рюмка водки на столе», «За глаза твои карие», «Прованс». Программа одна и та же! Я уже с трех нот ее угадываю.
Подобное соседство для Натальи стало неожиданностью. Раньше, говорит, проблем не возникало.
— В этом помещении раньше продавали шины, еще что-то, было тихо. Офис и офис. Рядом студия, где ноготочки делали. А перед Новым годом арендаторы съехали, и собственник решил сдать это помещение в аренду школе вокала, — рассказала Наталья. — Соседка сбоку поначалу подумала, что это у нас песни и пляски идут. То же самое подумали соседи на третьем этаже.
«Поют люди, которые петь не умеют»
В товариществе собственников жилья дома подтвердили: жалобы на громкое пение были и от Натальи, и от ее соседей. И если поначалу занятий было немного — одно-два в день, то теперь учеников становится больше.
— Я сама приходила [к Наталье] во время занятий, и слышно в квартире было так, как будто в соседней комнате поют, — рассказала председатель ТСЖ Нелли Шишмакова. — Понимаете, это же не Шаляпин поет, не Пугачева. Поют люди, которые петь не умеют, и такое чувство, будто коту на хвост наступили. По-человечески я Наталью очень пожалела. У нее сейчас нет ни одного уголка, где она может спрятаться. Площадь школы вокала — один в один с площадью ее квартиры. И когда начинают петь внизу, проводником шума являются батареи. Они сами как будто поют. Третий этаж тоже слышит, соседние квартиры тоже слышат.
Есть, конечно, и более безмятежные соседи. Внизу под школой вокала работает магазин одежды, и там пение никого не смущает.
— Мне это не мешает. До них была другая компания, которая постоянно ездила на стульях по офису, и меня это раздражало, — призналась сотрудница магазина Татьяна. — А тут они приходят и поют, музыки громкой нет, как в ресторанах.
Что говорят в самой школе вокала
Взволнованные соседи рассказывают: никакой шумоизоляции в школе перед открытием не сделали. Поэтому и слышно пение слишком хорошо. Однако представители вокального бизнеса проблемы не видят.
— Мне мешать тоже может многое, но у нас в стране всё-таки существуют законы и санитарные нормы, — прокомментировал операционный директор «Школы вокала № 1» Руслан. — В случае их нарушения есть предписания на устранение. Мы идем исключительно правовым путем. Если мы что-то нарушаем, мы это устраним. Если это ваши ощущения, то это ваши ощущения, пускай они у вас и останутся.
— А у вас есть звукоизоляция в школе? — уточнили мы.
— Мы не нарушаем нормы даже с отсутствием звукоизоляции, — заверил Руслан. — Если есть подозрения, что мы нормы нарушаем, пожалуйста, давайте обращаться в Роспотребнадзор, пусть проводят замеры шумов.
В Роспотребнадзор Наталья и ее соседи уже обратились. Под коллективным письмом — больше 40 подписей. Однако в ведомстве дали понять, что с инспекцией не приедут. Ссылаются на мораторий на внеплановые проверки, объявленный еще в марте 2022 года.
— В настоящее время внеплановые контрольные (надзорные) мероприятия проводятся только при непосредственной угрозе и по фактам причинения вреда жизни и тяжкого вреда здоровью граждан при условии согласования с органами прокуратуры, — говорится в ответе Роспотребнадзора жальцам.
Что советуют юристы
Юрист Николай Попов заверил: останавливаться на одном отказе жильцам не стоит. Если проблема стоит остро, нужно добиваться тишины.
— В многоквартирных домах приоритетом являются жилищные права, то есть жилищные права не должны нарушаться ни при каком раскладе. Не нужно эти вещи путать, — объяснил Николай Попов. — Все считают, что есть только установленный режим по закону о тишине. И если мы нарушаем закон о тишине, участковый приходит и составляет протокол, нас привлекают к административной ответственности. Но если происходят какие-то шумы, вибрации, каким-то еще образом нарушаются наши жилищные права, есть санитарные правила по шуму, звуковому воздействию. И в этом случае уже идет гражданский порядок. То есть можно обратиться с исковым заявлением об обязании устранить нарушение жилищных прав граждан.
Правда, это нарушение прав еще нужно доказать. Например, с помощью экспертизы.
— Если эксперт приходит к выводу, что звуковое воздействие достаточно сильное, то школу могут обязать устранить нарушения, — уточнил Николай Попов.
Вот только суды — процедура долгая и дорогостоящая. Подойдет не всем жильцам.
— Я советую начать с обращения в прокуратуру, попросить проверить назначение помещения и законность размещения, — говорит Николай Попов. — У каждого нежилого помещения в многоквартирном доме есть назначение. Это может быть помещение под продовольственный магазин, под офис, для приема граждан. И если помещение не предусмотрено для размещения школы вокала или музыкальной студии, соответственно, они используют это помещение не по назначению. Если прокуратура определит нарушение, они могут приостановить деятельность. Такая практика у нас была. Возле дома открыли автомойку, но такого назначения у помещения не было, и деятельность приостановили по решению прокуратуры.