Челябинец добился решения о демонтаже домофона на своем подъезде, несмотря на согласие остальных соседей на установку устройства. Требования жителя Курчатовского района удовлетворил областной суд. Подробности — в материале 74.RU.
Конфликт из-за домофона. Начало
Спорный домофон установили около года назад в доме на улице Шагольской. По словам жильцов, инициаторами были именно они, поскольку переживали за безопасность детей.
— На малоэтажные дома долго же не ставили такие домофоны. Я года два делала запросы, — рассказала одна из жительниц дома Марина. — А потом увидели объявление на пятиэтажке в ЧВВАКУШе. Собрались с жильцами, поговорили, все были за.
Согласие на установку дали хозяева 11 квартир из 12, и домофон на подъезде смонтировала компания «Интерсвязь». Но затем жильцы узнали: устройство требуют демонтировать их соседи — единственная семья, не давшая согласия на установку устройства.
— Мы в шоке были все, — призналась Марина.
Судебные тяжбы
Иск в октябре 2022-го супруги, протестующие против домофона, подали в Курчатовский районный суд — по месту прописки. Требовали убрать блокирующее устройство, ссылаясь, что ни они, ни их дети не могут из-за домофона пользоваться собственной квартирой. Им якобы пришлось искать съемное жилье и тратиться на переезд. В заявлении супруги просили компенсировать материальный ущерб в 94 тысячи и моральные страдания, которые оценили в полмиллиона рублей. Ответчиком стала компания «Интерсвязь».
В апреле 2023 года суд первой инстанции во всех требованиях семье отказал, и тогда супруги подали апелляцию.
— Считают, что общее собрание от 2 сентября 2022 года является ничтожным, — говорится в материалах дела. — Истцов не оповещали о проведении собрания, для принятия такого решения требуется согласие всех собственников. Ответчиком нарушено право на неприкосновенность частной жизни истцов, личную и семейную тайну, персональных данных, незаконными действиями ответчика истцам причинен ущерб и моральный вред.
В суде истцы заявляли, что не могли получить ключи от домофона: якобы, несмотря на неоднократные обращения в «Интерсвязь», в выдаче им отказали. При этом в решении упомянуто, что фактическая возможность нормально пользоваться домофоном у инициаторов разбирательства была.
— Истцам предложена доставка электронных ключей курьером по месту жительства в удобное время, однако от получения ключей отказались, — говорится в материалах.
В итоге в компенсации морального и материального вреда супругам отказали, а вот требование обеспечить доступ в их квартиру поддержали.
— Исковые требования удовлетворить частично, — указано в постановлении. — Возложить на «Интерсвязь» обязанность демонтировать устройство домофона, установленного на входной подъездной двери в подъезде в течение месяца со дня вынесения судебного постановления.
При этом в обосновании решения указано: для установки домофона по закону недостаточно решения только одного подъезда.
— При установлении домофонных систем необходимо соответствующее волеизъявление собственников помещений, выраженное в решении общего собрания собственников жилых помещений в многоквартирном доме, — говорится в документах суда. — Между тем, общее собрание собственников помещений многоквартирного дома не проводилось, а в материалы дела ответчиком представлен протокол общего собрания собственников помещений одного из подъездов дома, проведенного в форме очно-заочного голосования. Такой формы принятия решения Жилищный кодекс РФ не предусматривает.
Что о решении говорят в «Интерсвязи»
Редакция запросила комментарий по ситуации в компании, установившей домофон.
— Со стороны компании жителям была оказана консультативная методическая помощь, чтобы собрание собственников и голосование были проведены с соблюдением всех норм и требований. За установку домофонной панели проголосовали большинство собственников квартир в подъезде, — рассказали в пресс-службе «Интерсвязи». — В августе 2023 года было вынесено решение суда о демонтаже домофонной панели в подъезде № 1 по заявлению одного собственника из 12-квартирного подъезда. Заявитель, по словам соседей, не проживает в данном доме более 5 лет. При вынесении решения о демонтаже домофонной панели права и интересы собственников 11 остальных квартир этого подъезда судом не были учтены. Компания «Интерсвязь» была вынуждена исполнить решение суда.
В IT-компании заверили, что речи о преднамеренном ограничении доступа кому-то из жильцов не шло.
— На каждую квартиру было предусмотрено по два бесплатных ключа. Еще два ключа выдается за установку мобильного приложения «Интерсвязь. Умный город». Кроме доступа по ключу, открыть дверь подъезда можно через бесплатную функцию в мобильном приложении. Тем самым беспрепятственный доступ в подъезд обеспечен для всех жильцов, — заверили в «Интерсвязи». — За время, пока домофон был установлен на подъезде, жалоб от жителей на работу панели не поступало. Жители активно пользовались функцией видеонаблюдения, неоднократно они отмечали, что стало спокойнее, ведь двор под присмотром. Кроме того, жители были рады, что через специальную кнопку SOS они могли оперативно обратиться в службу 112.
Ранее мы писали о том, что бесит челябинцев в говорящих домофонах на подъездах и как отключить голосового помощника.