В ЖК «Ньютон» управляющая компания почти в три раза подняла тариф на охрану. Когда жители возмутились и отказались голосовать за новые расценки, услугу перестали предоставлять. И ладно бы двор просто остался без круглосуточного наблюдения и патрулирования, но жителям заблокировали возможность открывать ворота и калитки через приложение, а также доступ к камерам. Собственники не понимают, почему их лишили возможности пользоваться общедомовым имуществом, они называют это произволом, собирают подписи и готовят документы во все возможные инстанции. Как свою позицию объяснили в УК — в нашем материале.
«Нет обязанности предоставлять расчеты»
В редакцию 74.RU обратились жители домов на улице Академика Макеева, 24 и 26. У них общий двор, с 1 июня его отключили от услуги «Единый центр мониторинга» (ЕЦМ). Перед этим управляющая компания «Голос.Челябинск» провела голосование, одним из вопросов в котором было повышение стоимости услуги.
— У нас существует тариф на «Ньютон Безопасность» — 3,38 рубля с квадрата, на собрании нам предложили повысить этот тариф до 9,89, получается, почти в три раза, — рассказала жительница одного из домов Кристина.
С квартиры площадью 80 квадратов платеж должен вырасти с 270 до 791 рубля, и это не считая услуг консьержа (там тариф еще в два раза выше) и других коммунальных платежей.
На просьбу обосновать новый тариф представители управляющей компании в чате ответили жителям так:
— Стоимость и набор сервисов ЕЦМ носит характер коммерческого предложения. У управляющей организации нет обязанности предоставлять расчеты жителям. Как парикмахер не аргументирует стоимость прически, а сервис такси — стоимость поездки.
Такая позиция не устроила собственников квартир.
— Платим-платим, все им мало! — возмущен другой житель дома Виталий. — Решили нажиться на людях, подняв тариф на 300 процентов!
— Управляющая компания называет это дополнительной услугой: «Хотите — платите, не хотите — мы вас просто отрубим». Мы проголосовали против повышения. Ну, и отрубили нас с первого июня, — говорит Кристина.
«Используют наши камеры для оказания своих услуг»
Перед отключением услуги в домах появились объявления, в которых перечислены последствия принятого собственниками решения: «Точек доступа нет в мобильном приложении, «друзья двора» не приходят, Единый центр мониторинга не наблюдает за вашим двором, ворота не открываются по звонку в Единый центр мониторинга, охрана не приходит, необходимо вызывать полицейского или участкового, видео с камер видеонаблюдения будет предоставляться платно».
Собственники признаются, некоторые опции в сервисе были спорными.
— К нам перестали заходить сотрудники пешего патруля, раньше раз в сутки один сотрудник обходил двор. Но у него никаких полномочий нет, он может только профилактическую беседу провести и в случае необходимости вызвать сотрудников правоохранительных органов, — говорит Кристина. — «Друзья двора» — это они на ставку охранника наняли двух девушек, которые ходят по дворам в определенные часы и развлекают детей. Сервисом «Проводите до дома» я тоже никогда не пользовалась. Они это так красочно на этапе покупки квартиры объясняли, якобы ты можешь позвонить операторам ЕЦМ, и они тебя проводят по видеокамерам до дома.
Но жители не понимают, на каком основании им, например, отказали в доступе к камерам.
— Вообще они просто используют наши общедомовые камеры для оказания своих услуг, наши ворота. После отключения сервиса мы на всякий случай купили пульт, чтобы сохранить возможность дистанционного открывания ворот, заезжаем по радиометкам, по ключам домофона заходим через калитки. Единственное, нас припугнули, что в случае правонарушения мы не сможем бесплатно обратиться к ним за видео. Но пока непонятен регламент оказания этих услуг, цена и вообще основания: раз вы используете наши камеры, на каком основании вы нам будете продавать с них видео? — задается вопросом собственница одной из квартир.
«Постоянно работать в убыток не можем»
Мы попросили группу «Голос» (в которую входит УК жилого комплекса) прокомментировать ситуацию с повышением тарифов.
— Единый центр мониторинга — это высокотехнологичный командный пункт, куда стекается информация с 2500 камер видеонаблюдения, поступают сигналы с системы пожарной безопасности и данные об открывании/закрывании всех калиток, ворот и подъездных дверей в ЖК «Ньютон». В ЕЦМ работает команда квалифицированных специалистов, которая круглосуточно мониторит поступающую информацию и оперативно реагирует на потенциальные опасности. Единый центр мониторинга в ЖК «Ньютон» был открыт в 2017 году. За это время цены на услугу ни разу не поднимались! — ответили в компании. — Помимо этого, потребность в повышении тарифа возникла из-за общей инфляции, роста цен на зарубежные комплектующие для оборудования, подорожания услуг подрядчиков (которые обслуживают оборудование и совершенствуют программное обеспечение, в частности мобильное приложение), роста заработных плат сотрудников, потребности в расширении штата и открытии второго офиса для быстрой реакции на чрезвычайные ситуации.
В компании объяснили, что камеры во дворе работают, но оператор теперь не будет круглосуточно за ними следить. Из мобильного приложения пропали две опции: просмотр камер видеонаблюдения и дистанционное открытие ворот, дверей и калиток, а также дополнительные сервисы. При этом система пожарной безопасности будет работать штатно и сохранится беспрепятственный доступ экстренных служб на территорию двора.
— Мы не хотим, чтобы уровень комфорта жителей страдал, но и постоянно работать в убыток не можем. Если у собственников домов на Макеева, 24 и 26 будет желание возобновить работу Единого центра мониторинга, они могут подать заявку в мобильном приложении с просьбой провести повторное голосование по этому вопросу, — сообщили в группе «Голос». — Для запуска повторного голосования достаточно всего одной заявки, но инициатива должна исходить от жителей.
«Настаиваем на разумном тарифе»
Жители говорят, что не против платить, но выступают за «нормальные» расценки.
— Мы не отказываемся платить, но настаиваем на разумном тарифе, — говорит Кристина. — Считаем, что он не должен превышать утвержденных цен. Распоряжением правительства для нашей Челябинской области установлен предельный индекс роста платежей — 11,2%. Мы не против разумного повышения, повышайте ежегодно на 5−10%, но не так вот сразу — на 300! Тем более, что с момента ввода нашего дома (в 2020 году) инфляция составила не 300%, а около 35.
Собственники уверены, их двор — первая ласточка в массовом подорожании услуг в ЖК «Ньютон».
— Наш двор стал первым, сейчас на нас обращено внимание собственников других дворов: как мы реагируем, не загнемся ли мы без этих услуг, насколько мы выстоим в этой борьбе, — говорит Кристина.
Чтобы отстоять свою позицию, жители подготовили обращения в УФАС, прокуратуру, ГЖИ и к губернатору Челябинской области.
— Мы просим УФАС провести проверку действий компании на соответствие нормам закона «О защите конкуренции», и в случае установления нарушений законодательства принять меры — от вынесения предостережения до возбуждения антимонопольного дела, — добавила Кристина. — В остальных трех обращениях мы просим провести проверку на соответствие нормам действующего законодательства и принять меры по пресечению необоснованного многократного роста тарифов на социально значимые услуги. Изначально эти услуги преподносились застройщиком, как преимущество нашего жилого комплекса. Очень печально, что сейчас это преимущество используют для бесконтрольного сбора денег с собственников.
Напомним, очередное подорожание коммунальных услуг ждет всех с 1 июля 2024 года. Новые расценки на отопление, свет, горячую и холодную воду, газ и мусор мы показали в понятных карточках.