20 октября среда
СЕЙЧАС +1°С

Пилот объяснил, почему попавший под град над Челябинском Airbus полетел в Москву с разбитым стеклом

Разбираемся, мог ли самолет избежать грозовых туч и вернуться в аэропорт сразу после повреждения

Поделиться

Сажать самолет пилотам S7 пришлось с такой вот видимостью

Сажать самолет пилотам S7 пришлось с такой вот видимостью

Поделиться

Пилот объяснил, как Airbus долетел из Челябинска с разбитым стеклом

Экипаж несколько минут пытался вывести авиалайнер S7 из грозовых туч над Челябинском под ударами сильного града. Набрав высоту, командир воздушного судна решил не совершать вынужденную посадку в аэропорту отправления, несмотря на разбитое лобовое стекло. На борту было больше 160 человек. Но в каком состоянии A320 летел до Москвы, пассажиры узнали лишь спустя сутки, когда его снимки попали в СМИ. Как челябинцы пережили один из самых страшных полетов в своей жизни и мог ли Airbus A320 вообще не попасть в такую ситуацию — в материале 74.RU.

Челябинка Ольга вместе с двумя взрослыми сыновьями летела в хвосте попавшего в грозу самолета. По ее словам, взлет в Челябинске прошел без проблем, а через 10–15 минут начался настоящий кошмар.

— Со своим стажем перелета в разные страны такого испуга, как в этот раз, мы никогда не испытывали, — рассказала нам Ольга. — Там, [в салоне], парни, мужики прям вцепились в кресла впереди, потому что трясло, как на американских горках. Там всё громыхало, будто железо сейчас отвалится. Темно сразу стало, и за окном сверкает. Я даже подумала, что что-то горит. Потом будто самолет невесомым стал и резко вниз вжух — упал. Люди завизжали, было очень страшно. Экипаж нам ничего не говорил, что происходит. Что случилось, мы узнали лишь вечером 4 июля из новостей.

А320 с бортовым номером VP-BOL выполнял рейс SBI1146 авиакомпании «Сибирь» из Челябинска (Баландино) в Москву (Домодедово). Этот Airbus находится в лизинге и эксплуатируется с марта 2014 года. Он вмещает 174 пассажира.

А так побитый градом Airbus выглядел снаружи после приземления

А так побитый градом Airbus выглядел снаружи после приземления

Поделиться

Среди пассажиров попавшего под град самолета оказался директор Центра технического творчества Челябинской области Владислав Халамов. По его словам, посадку на рейс S7 в местном аэропорту объявили с запозданием.

— Этот полет я буду помнить очень долго. Мы должны были взлететь в 19:55, а вылетели около 20:10. Взлетели, была небольшая качка, начали набор высоты. Потом вдруг потемнело в иллюминаторах. Мы, видимо, вошли в грозовые тучи. И через некоторое время очень сильно самолет начало кидать. Он начал проваливаться вниз. [В салоне] визги, и вдруг начались удары по всему фюзеляжу, — вспоминает Владислав Халамов. — Сразу стало понятно, что это град. Дикий грохот по всему фюзеляжу. Звук был сильный, очень плотный.

Владислав Халамов уточнил, что пилоты попытались набрать высоту и выйти из тучи, но это удалось им не сразу.

— Это продолжалось от 30 секунд до минуты. Лупило по всему корпусу самолета так, что удивительно, как двигатели выжили. И самолет начало очень сильно качать, были все эти провалы характерные, — продолжает челябинец. — В иллюминатор видно было молнии. Никогда в самолете не видел такого. Трудно сказать, сколько это длилось. Может, 30 секунд, может, минуту, может, полторы. Пилоты уверенно тащили самолет наверх, и в конечном счете этот звук по фюзеляжу прекратился. Вылетели — за иллюминаторами просто молоко, потому что эти облака еще несколько тысяч метров шли. Ни крыльев, ничего не было видно — тучи и тучи. Мы еще минут 5–10 набирали высоту и вдруг вылетели из этих облаков — и прямо над ними красота. Дальше полет проходил нормально.

Но на этом приключения пассажиров не закончились. По их словам, при заходе на посадку в Домодедово Airbus S7 отправили на второй круг.

— Самолет начал садиться, но его развернули. Он заревел и прямо резко взмыл вверх. Зачем-то нас отправили на второй круг, и мы еще долго летали. Причем всё это происходило с какими-то резкими поворотами штурвала вправо-влево. Я спросил стюардесс, почему так долго мы летели. Они говорят: «Да нам посадку не давали», — рассказывает Владислав Халамов. — Это был самый «веселый» полет. «Самый страшный» не хочется говорить. Но тут впервые я слышал град, понимая, что двигатели-то уязвимы, и самолет кидало из стороны в сторону, прямо как в кино.

На носу самолета образовалась вмятина

На носу самолета образовалась вмятина

Поделиться

Самолет приземлился в Домодедово с опозданием почти на 20 минут. Но сразу на его состояние пассажиры внимания не обратили. И лишь когда увидели фотографии кабины пилотов в СМИ, ужаснулись.

— При посадке самолет кружил и кружил. Муж отслеживал маршрут нашего рейса через приложение. Он говорит, что рядом с нашим самолетом еще четыре или пять самолетов летели. Видимо, наши пилоты нарезали круги, выбирая безопасный маршрут, — предполагает одна из пассажирок.

По предварительным данным, о попадании самолета при взлете и наборе высоты в зону болтанки с крупным градом командир A320 доложил 3 июля около 21:10 по московскому времени после посадки в Домодедово. У Airbus поврежден носовой обтекатель и растрескался внешний слой обоих лобовых стекол летчиков. Судя по фото из кабины, трещины на стеклах значительно снизили видимость пилотам при посадке. При этом самолет сажали в ручном режиме. Вероятно, после этого воздушное судно отбуксировали на ремонт: по данным онлайн-радара, вот уже два дня этот авиалайнер никуда не летает.

В то же время в аэропорту Домодедово на запрос 74.RU ответили, что посадка прошла в штатном режиме, дополнительные процедуры для встречи воздушного судна не потребовались.

В S7 прокомментировали, что повреждения были не настолько серьезными, чтобы вернуться в аэропорт вылета. Появление трещин на внешнем слое стекол самолета в авиакомпании назвали достаточно часто встречающейся ситуацией.

«Вопрос в том, какая это гроза и как в нее попасть»

Оценить эту ситуацию мы попросили опытного пилота аналогичного самолета другой авиакомпании. Командир Airbus A320 «Аэрофлота» Андрей Литвинов в разговоре с 74.RU подтвердил, что в грозу периодически попадают все экипажи.

— Но вопрос, какая это гроза и как в нее попасть. Бывает, кучевки (кучевые облака) стоят такие мощные, что случаются такие неприятные вещи, как, например, с «Суперджетом» в Шереметьево, у которого выбило все компьютеры, или в этом случае [c Airbus в Челябинске], — комментирует Андрей Литвинов. — На локаторе высвечивается грозовой очаг, но бывает, что его ошибочно принимают за дождь. В дождь летать можно, самолеты часто в грозу летают. Град по локатору определить сложно. Но чтобы так стекло разбивало и ограничивало видимость — это, конечно, бывает нечасто. После таких инцидентов всегда снимается расшифровка параметров полета, прослушиваются переговоры с диспетчером, переговоры с экипажем, [выясняется], знал или нет экипаж о наличии по трассе грозовых облаков. Это всё анализируется, и после этого делается заключение, виноват экипаж или нет.

Пилот уточняет, что грозовые очаги хорошо видны на локаторе диспетчеров в аэропорту.

— Надо разбираться, как и почему экипаж попал в это грозовое облако и почему диспетчер [аэропорта] его не предупредил, что по курсу грозовые очаги. Если экипаж предупредили, он должен был по своему локатору посмотреть перед взлетом, попадает или нет он в этот очаг. Если он попадает по локатору, значит, диспетчер обязан был его отвернуть [от грозового очага]. В любом случае послеполетный разбор неизбежен, — подчеркивает Андрей Литвинов.

В этой ситуации самой большой проблемой для экипажа стали побитые лобовые стекла самолета, практически ограничившие обзор при полете и посадке.

— Через такое стекло не видно взлетно-посадочную полосу, смотреть вперед становится проблематично. Это как в машине, когда паутинка по всему лобовому стеклу. Естественно, для посадки это неприятный момент из-за ограниченного обзора, — рассуждает пилот.

Впрочем, как подчеркивает наш собеседник, подобные повреждения не обязывают экипаж немедленно возвращаться в аэропорт вылета или искать ближайший аэродром.

— Там не один слой стекла, их несколько. Силовое стекло повредить практически невозможно. Бывает, что внешнее стекло трескается, и у меня был такой случай, когда на 10 тысячах метров стало растрескиваться стекло. Но по нашим документам это не запрещает экипажу продолжить полет. Единственное ограничение — по высоте [полета]. То есть [в таких случаях] нельзя на высоком эшелоне лететь. Скорее всего, экипаж [самолета S7] эту высоту занял и на ней летел.

Похожий случай произошел в 2017 году в Стамбуле. Тогда украинский пилот «Атлас Глобал» Александр Акопов принял решение вернуть в аэропорт вылета Airbus A320, лобовое стекло которого повредил мощный град на высоте 4000 футов. Из-за плохой видимости капитану пришлось сильно накренить борт, чтобы ориентироваться через боковые стекла. Никто из 121 пассажира и 6 членов экипажа не пострадал. Успешная экстренная посадка попала на видео, после чего пилот стал героем соцсетей и зарубежных СМИ, а президент Украины подписал указ о его награждении орденом «За мужество».

Аварийно приземлять пострадавший от града Airbus A319 пришлось и пилоту American Airlines в США. Серьезные повреждения лобового стекла и носового обтекателя экипаж расценил как чрезвычайную ситуацию и запросил посадку самолета со 130 пассажирами на борту в ближайшем аэропорту. Руководство авиакомпании назвало действия пилотов и бортпроводников отличной работой.

Аналогичная ситуация была и у пилота авиакомпании China Southern Airlines. В 2019 году командиру воздушного судна пришлось сажать в Пекине самый большой на тот момент авиалайнер Airbus A380–800 с разбитым лобовым стеклом и носовой частью. Серьезные повреждения самолет получил, попав под град при подлете к месту назначения.

Автор

оцените материал

  • ЛАЙК44
  • СМЕХ4
  • УДИВЛЕНИЕ15
  • ГНЕВ5
  • ПЕЧАЛЬ2

Поделиться

Поделиться

Увидели опечатку? Выделите фрагмент и нажмите Ctrl+Enter
Хочешь быть в курсе событий, которые происходят в Челябинске? Подпишись на нашу почтовую рассылку
Загрузка...
Загрузка...