Работавшие на рынке «Восточный город» предприниматели делятся сейчас на две категории: одни в огне потеряли всё, у других товар уцелел, но прокоптился гарью и дымом. И те, и другие пытаются подсчитать убытки, причем речь — без преувеличения — о миллионах рублей. Насмешки в интернете, дескать, давно нужно было убрать этот рынок, работники не понимают. Ведь десятки лет арендовали боксы и возили товар все вместе — и коренные челябинцы, и мигранты. Мы поговорили с ними.
— Видите, у нас нормально всё? И крыша есть, и всё, — говорит Мария. — Но работать не дают пока — ни электричества нет, ни отопления.
Ее свадебный салон не пострадал буквально чудом. Прямо за ним — сгоревшие торговые ряды.
Но радоваться спасению пока, мягко говоря, рано. Всё, что было внутри, прокоптилось, и на такой товар найти покупателя будет непросто.
— Все в шоке. Мы перемерзли тут вчера, пока всё вытаскивали. Кошмар, — делится Мария. — Что будет с рынком теперь? Люди всякое говорят, но пока ничего не ясно. У всех шоковое состояние.
Полетевших в адрес торговцев претензий предпринимательница не понимает.
— Мы ведь платим и отчисления, и пенсионку, и налоги большие, — говорит хозяйка салона. — 50 тысяч мы платим только налоги. Аренда 15–20 тысяч была, а налоги огромные.
Возле входа на территорию толпятся крепкие мужчины. У всех у них внутри был свой бизнес, но зайти и проверить, уцелело ли что-то, возможности нет. Приходится издалека наблюдать за работой МЧС и экспертов.
— Пусть скажут, кто виноват, и хозяин пусть платит хотя бы 50%, — говорит предприниматель, представившийся Борей. — Восемь миллионов рублей потерял. У меня тут были турецкие костюмы.
Надежды на то, что ущерб удастся возместить, почти призрачны.
— Мы договор подписали, что, если что с товаром случится, администрация ответственности не несет, — объясняет продавец.
— А люди не знали. Там это мелкими буквами написано, — подхватывает его товарищ. — Да и откуда мы знали, мы же не читали, что написано.
Чуть радостнее на их фоне выглядят владельцы торговых точек, оставшихся в стороне от пожара.
— До нас не дошло. Мне позвонили, сказали, что горит товар, но до нас не дошло, — радуется Саид.
— Мы внизу, ничего не пострадало, — говорит Алик.
Но и те, чей товар уцелел, пока не понимают, когда им разрешат возобновить работу. Открылся сегодня лишь торговый комплекс «Европа — Азия», расположенный вплотную к рынку.
— Нас эвакуировали вчера примерно в 20 минут шестого, практически сразу, — рассказывает одна из сотрудниц комплекса Ирина. — Сильного дыма не было.
— Сначала две машины пожарные были, потом еще начали приезжать, — объясняет сотрудник местного кафе Георгий. — Быстро приехали, но там же вещи, а они быстро горят — как бензин.
Сильнее всего пострадали торговые ряды, граничащие с ТК «Европа — Азия».
— Контейнер находился на первой линии, товара было много, и всё сгорело, ничего не осталось, — рассказывает дочка пострадавших предпринимателей София. — Когда началось всё, отец пытался вытащить немного товара, помочь соседям выкидывать свой товар на улицу. Отец в момент возгорания был не около своего контейнера, но вернулся к нему, когда появился дым.
Было ли оповещение о пожаре, неясно. Но эвакуировались сотрудники довольно быстро, и, к счастью, обошлось без человеческих жертв.
— Горело всё, и дым стоял жуткий. Отец надышался им. Плохо стало, когда начали пытаться спасти хоть что-то и помогать друг другу, — рассказывает София. — Буквально два-три вдоха, и он упал в обморок. Его увидели и вынесли. Медики оказали помощь, вкололи успокоительное и сняли кардиограмму. Большое им спасибо. На лице ожоги теперь со стороны щеки и на носу. Одежда, в которой был, тоже пострадала — подгорела, остались дыры.
От госпитализации мужчина отказался.
— Он остался со всеми, — объяснила девушка. — Люди в шоке были, поддерживали друг друга.
Отец, по словам девушки, на рынке в центре города работал с 18 лет. Помогала в торговле и мама, а теперь бизнес выгорел полностью.
— Сотни тысяч были в товаре, сейчас нужно думать, как быть дальше, у меня два младших брата, — объясняет София.
Насмешки в комментариях по поводу многомиллионных убытков у бизнесменов ее удивляют.
— Да, там большой ущерб. Товарный бизнес — это не просто витрина, которую видит покупатель, — объясняет дочка пострадавших предпринимателей. — Там размерные ряды, разные цвета одной модели. Кто-то продавал носки, шапки и шарфы, белье — это десятки тысяч. Кто-то верхнюю одежду, обувь — это сотни тысяч, миллионы. Там были склады в контейнере наверху, и внутри контейнеров был товар. У соседей сгорел товар на десятки миллионов рублей. Они занимались мужской одеждой и обувью, у них было несколько складов.
Рынок продолжал работать все эти годы, потому что продолжали приходить покупатели. И среди предпринимателей, по словам девушки, были люди разных национальностей.
— Глупо говорить, что были одни «мигранты», — объясняет София. — Эти «мигранты» работают там с открытия рынка. И даже если это люди неславянской внешности? Они столько лет там работали, платили налоги, ставили кассовые аппараты. Там действительно работало очень много русских.
Напомним, что пожар на рынке «Восточный город» начался накануне, около 17 часов, и развивался очень стремительно. Уже через пять минут пламя охватило сотни квадратных метров торговых площадей. По данным МЧС, изначально площадь пожара оценивали в 200 квадратов, затем — в 1200. Пожар локализовали лишь к 20:42. Подробнее — в онлайн-репортаже с места событий.
Двоим работникам полыхнувшего рынка «Восточный город» потребовалась помощь врачей. Они надышались дымом. СК начал проверку по статье об организации услуг, не отвечающих требованиям безопасности, сообщили в ведомстве.