В Челябинске продолжают обсуждать ЧП в коррекционной школе, где 13-летний подросток напал на одноклассников и учителя, вооруживших молотком и ножом. Двое пострадавших сейчас находятся в реанимации, а в школах усилили досмотры и меры безопасности. Один из главных вопросов, которым задаются сейчас родители: можно ли было избежать происшествия? Наши коллеги из Psychologies разобрали ситуацию с психологом.
Что подросток писал перед нападением
В соцсетях перед нападением подросток опубликовал странное послание. В посте говорится о «свободе слова в России», «нацистах» и «антифашистах» — это бессвязный текст, в котором упоминаются президенты России и гитлеровская Германия.
— В школах внушают, что хорошо, а что — плохо, но на самом деле нету хорошего и плохого. И ада нету… — написал подросток.
Также мальчик упомянул некоего «Антона М» — как пишут СМИ, этой фразой в соцсетях обозначают некие группы и каналы, в которых публикуется контент, направленный на пропаганду насилия и «человеконенавистничества». Их аудитория — преимущественно подростки, и ученик челябинской коррекционной школы, по всей видимости, был в их числе, а содержание подобных публикаций могло оказать влияние на его нестабильное ментальное состояние.
На опубликованном позднее телеграм-каналами видео 13-летний подросток признался силовикам, что планировал вести прямую трансляцию нападения на одноклассников — ему хотелось прославиться.
Почему дети подвергаются пропаганде насилия и ненависти
Семейный психолог, специалист платформы Alter Елена Кандыбина объясняет: основными задачами любого ребенка являются рост, развитие и адаптация к той окружающей среде, где он оказывается после рождения. Есть популярное сравнение: детская психика как губка, которая впитывает всё, что есть вокруг. И это справедливая метафора: чем младше ребенок, тем быстрее он усваивает правила, убеждения и способы поведения, которые его окружают.
И хотя в норме большинство родителей стараются прививать детям доброе отношение к окружающим, мотивируют их соблюдать правила, позволяющие жить вместе в безопасности, далеко не всегда в общении с детьми мы сами следуем этим правилам.
Часто в семье и в школе детей окружают насильственные способы воспитания и взаимодействия. Например, многие родители не считают зазорным дать ребенку подзатыльник или обозвать его. В школе такое поведение педагогов и одноклассников, к сожалению, тоже не редкость, особенно там, где учатся дети со сложным поведением и особенностями развития. Таким образом, насилие становится привычным фоном жизни ребенка.
Когда ребенок превращается в подростка, то независимо от его интеллектуального развития у него появляется потребность размышлять о том, как устроен мир, о своем месте в этой жизни.
Детям с трудностями мышления, имеющим задержку развития, сложнее критично отнестись к словам друзей или сообщениям в социальных сетях. И если со всех сторон ребенку поступают сигналы о том, что жестокость — это норма (например, отец бьет за двойки, автор телеграм-канала предлагает бить всех, кто тебя раздражает), то такой подросток может считать призывы к насилию совершенно правильными. И начинает поступать в соответствии с ними.
При этом если психически сохранный подросток еще может заметить и понять, кого и в каких случаях бить недопустимо, то ребенок с отставанием в развитии таких тонкостей с большой вероятностью не почувствует: раз его бить можно, значит, можно и девочку, и учителя.
Дополнительным и немаловажным фактором становится то, что физическое насилие часто героизируется, представляется как хороший «мужской» способ разрешения конфликтов.
Многие родители считают необходимым научить ребенка давать сдачи, то есть драться вместо того, чтобы найти другой способ общения. Более того, порой попытки договориться вместо насильственных действий рассматриваются как проявление слабости.
Такие посылы транслируются и в кино, где герои часто не рассуждают, а сразу бьют. Поэтому нет удивительного в том, что многие дети считают насилие скорее нормой и даже некоторой доблестью, которая свойственна смелым, мужественным людям.
Так что дело не только в существовании контента, каналов и групп в социальных сетях, которые активно распространяют идеи насилия, но и в том, что они бы с меньшей вероятностью достигали своих целей, если бы семена не попадали на удобренную почву.
Что произошло в челябинской школе
Напомним, ЧП случилось утром в понедельник, 16 сентября, в филиале школы на улице Барбюса. 13-летний подросток пришел в класс с молотком, ножом и пневматическим пистолетом. От его рук пострадали четыре человека: трое сверстников-одноклассников (две девочки и мальчик) и один преподаватель. Двух школьниц экстренно прооперировали, учитель и третий пострадавший ребенок госпитализированы.
Замдиректора по безопасности рассказал, что спасать девочек сначала бросились ребята с задних парт, остановить буйного подростка пыталась учитель биологии, а потом его удерживал до приезда Росгвардии учитель технологии.
Напавший школьник ранее состоял на учете и проходил лечение у психиатра. Сразу после нападения он попытался покончить с собой в школьном туалете. Его доставили в психоневрологическую больницу.
О случившемся мы рассказывали в онлайн-репортаже. Все новости об этом ЧП собраны в одном сюжете.