Эта история произошла с 40-летней беременной уроженкой Челябинской области Татьяной Сафоновой в городке Хаэн. Вместе с гражданским мужем она не успела вернуться в Россию до начала родов. Около недели назад, сразу после появления малыша на свет, к женщине пришли представители соцслужбы и потребовали отдать её новорождённого сына. Мать обратилась за помощью к российским властям и в местное консульство, но пока так и не получила поддержки. Тем временем малыша продолжают держать в больнице и уже нашли ему приёмных родителей. Подробности — в материале 74.RU.
Татьяна с мужем планировали попасть на вывозной рейс из Испании и собирались обратиться за помощью в консульство. Но 15 сентября у женщины на месяц раньше начались схватки. В больнице города Хаэн она родила мальчика. На следующий день Татьяну выписали, но ребёнка не отдали. Врачи сначала сказали ей, что необходимо понаблюдать за малышом, а спустя неделю, по словам женщины, ей вообще запретили приближаться к сыну. Оказалось, что сразу после родов ювенальная служба инициировала изъятие ребёнка.
— С 16 сентября начался ад. Пришла какая-то женщина, видимо, из какой-то службы по защите детей. Но она мне даже не представилась и заявила, что это ребёнок не мой, а их [органов опеки]. Эти люди говорят мне, что я неблагосостоятельная мать. Собрали всё моё прошлое вплоть до того, что я из бедной семьи из России. Но какое это сейчас имеет отношение к моей личной жизни? Это какой-то кошмар! Я не знаю, как это ещё назвать, — возмущается в разговоре с 74.RU Татьяна. — Мне дали какую-то непонятную бумажку, на которой нет даже печати. Непонятно, от кого она. Я говорю: «Дайте мне переводчика». А они мне кричат: «Твои проблемы — ищи, где хочешь». Там написано, что я не могу содержать ребёнка, что у меня нет ни жилья, ни работы. И они не хотят слушать, что мы уезжаем из страны. Эти люди не дают нам ни минуты покоя! Я сразу связалась с посольством России, но меня либо пересылают в какие-то филиалы на секретарей, либо бросают трубки. На консула мне выйти так и не удалось. Я писала президенту России Владимиру Путину, уполномоченному по правам человека. Обратилась к российским блогерам, на которых была подписана, с просьбой о помощи. Я пыталась достучаться до России. Из Кремля мне пришёл ответ, что обращение перенаправлено в МИД России. Я написала следующее письмо, уже более понятное. Ответа пока не пришло. На мои просьбы откликнулись журналистка из Казахстана и простые люди.
Татьяна — гражданка России. В Испании она находится на основании вида на жительство. Около 15 лет назад она вышла замуж за испанца и переехала к нему. У семьи родился сын. Два года назад супруги развелись. По договорённости с бывшим мужем Татьяна оставила 13-летнего сына жить с ним. Юноша — гражданин Испании и не сможет без одобрения отца уехать с матерью в Россию.
Сейчас у женщины другая семья — после развода она познакомилась и начала встречаться с мужчиной с Украины. Год назад Татьяна забеременела от него, но официально брак гражданские супруги регистрировать в Испании не стали — подумывали сделать это после возвращения в Россию.
— Мы планировали обустроиться в Москве, там живут родные мужа и наши друзья. А если не получится, хотели ехать на Урал. Там меня уже ждут. Мы уже вещи в Россию даже отправили, — продолжает Татьяна. — У нас есть где жить в Испании. У меня есть официальный документ, что я снимаю квартиру. Ювенальщики требуют от меня данные о моих доходах в Испании. Но я здесь никогда не работала, и у меня здесь ничего нет. Поэтому мы и решили вернуться в Россию. Я поняла, что здесь у меня никогда не будет работы, а своего жилья тем более.
Сейчас как напоминание о прошедших родах у Татьяны остались лишь видеозаписи с её малышом, сделанные в больнице, и свидетельство о его рождении. Добиться этого документа у местных органов женщине удалось с боем. Татьяна также обратилась в полицию с заявлением о попытке украсть её ребёнка. Там, по её словам, начали расследование. Чтобы отстоять своего сына, женщина уже готова выходить с пикетом к зданиям местных властей и российского консульства.
— Нашему сыну уже нашли потенциальных приёмных родителей, которые его ждут, — рассказывает Татьяна. — Как они так быстро всё это сделали? Я думаю, что лишать родительских прав меня должны по суду. Эти люди ещё поставили под сомнение, что это ребёнок моего гражданского мужа. Так они хотят вывести его из этой истории, чтобы исключить его доход. От меня требовали подписи каких-то бумаг. Я сказала, что ничего подписывать не буду и сделаю это лишь со своим ребёнком на руках и в присутствии консула. Я вчера пошла в больницу — там охрана [не пустила]. Я попросила мне дать бумагу, на каком основании меня не пускают к ребёнку. Тут такая заморочка идёт — вы просто не поверите! Даже национальная полиция не может разобраться. Мне они сказали, что будут вести расследование.
В подтверждение своей истории Татьяна предоставила 74.RU уведомление от национальной полиции и бумагу, которую ей предоставили сотрудники ювенальной службы. Согласно составленному полицией протоколу, 16 сентября в больнице Татьяну окликнула женщина в белом халате и передала ей номер телефона, сказав, что та должна позвонить по нему и обсудить вопрос по новорождённому сыну. Речь шла о том, что Татьяна не сможет его забрать. Роженица посчитала это недоразумением и ежедневно продолжала вместе с мужем навещать сына в больнице. 21 сентября с ней связалась неизвестная женщина, ещё раз сообщила ей номер телефона, по которому необходимо позвонить, и заявила: «Вы же понимаете, Татьяна, что ребёнок родился в Испании, и он не ваш, а наш». После этого Татьяну пригласили на личную встречу для обсуждения судьбы её малыша. На ней у семьи потребовали доказательства, что её гражданский супруг является отцом ребёнка, а также отчёты о финансовом состоянии. Татьяну и её супруга предупредили, что они беспрепятственно могут покинуть страну, но только без ребёнка.
Вторая бумага — от ювенальной службы — подписана 24 сентября цифровой подписью руководителя территориальной делегации по вопросам образования, спорта, равенства, социальной политики и примирения в Хаэне
Антонио Сутил Монтеро. Организация подведомственна местному Министерству социальной политики.
В документе говорится о начале защиты несовершеннолетнего сына Татьяны, родившегося 15 сентября в больнице Хаэна. Там же приводятся факты из жизни женщины от момента её въезда в Испанию до обращения в клинику. В характеристике на Татьяну сообщаются данные о её матери и отце в России, о её работе в клубе в Испании и знакомстве с будущим мужем, свадьбе, рождении первого ребёнка, причинах развода и о наложении на её мужа запретительного судебного приказа (этот документ запрещает приближаться к охраняемому приказом лицу на определённое судом или правоохранительными органами расстояние. — Прим. ред.). Там также уточняется, что якобы из-за психического состояния женщины, пропусков нескольких приёмов в больнице во время беременности, её личной, семейной, социальной и трудовой неустроенности, отсутствия социальной и семейной поддержки для новорождённого малыша создаётся опасная ситуация, в связи с чем соцслужба инициировала вопрос его изъятия.
— В соответствии с действующим законодательством, если госучреждение, которому поручена защита несовершеннолетних, выявляет, что ребёнок находится в бедственном положении, то оно принимает необходимые меры защиты и опеки, информируя при этом прокуратуру и при необходимости судью, дающего согласие на опеку, — говорится в документе за подписью Антонио Сутил Монтеро. — Ситуацией беспомощности считается та, что фактически возникает из-за невыполнения или ненадлежащего выполнения обязанностей по защите и уходу за несовершеннолетними и при которой они лишены необходимой моральной или материальной помощи. Передача ребёнка под опеку госучреждения влечёт за собой приостановление родительских прав. Опека над ребёнком будет осуществляться посредством патронатного воспитания либо проживания в приёмной семье. Ребёнку экстренно определена приёмная семья. У родителей есть 15 рабочих дней на предоставление документов и доказательств наличия средств на содержание ребёнка. Решение по результатам их рассмотрения будет принято в течение трёх месяцев.
Предоставить доказательства своей финансовой состоятельности Татьяне необходимо до 16 октября. Но даже после этого ребёнка ей до решения органов опеки не отдадут.
Есть ли возможность у матери отстоять своего сына и улететь с ним на родину, 74.RU спросил уполномоченного по правам ребёнка в России Анны Кузнецовой. Она пообещала прокомментировать эту ситуацию после уточнения всех деталей истории.
Оказались в похожей ситуации? Знаете, как помочь героине нашей публикации? Ждём от вас сообщений, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, «ВКонтакте», а также в WhatsApp или Viber по номеру +7 93 23-0000-74. Телефон службы новостей 7-0000-74.