Распространявшиеся с вечера минувшей пятницы слухи о критическом состоянии здоровья и смерти Петра Сумина не соответствуют действительности. Здоровью губернатора ничто не угрожает, в настоящее время он проходит курс реабилитации в городской клинической больнице № 1 Челябинска и уже через две недели может выйти на работу. С таким заявлением сегодня в 12 часов на специально созванной пресс-конференции выступил и. о. губернатора области Андрей Косилов.
Ближайший соратник губернатора впервые официально признал, что у Петра Сумина есть серьезные проблемы со здоровьем. Однако, по его словам, руководитель области все последнее время продолжает интенсивно работать, хотя и не держится за должность главы региона. «Сумин больше нужен области, нежели лично ему нужно это кресло», – резюмировал Андрей Косилов.
«… Он же не Фидель Кастро»
Даже перед началом пресс-конференции журналисты, которым в выходные пришлось выслушать множество противоречивых комментариев о состоянии здоровья Сумина, не были уверены в том, какую информацию готовится сообщить им Андрей Косилов.
Все точки над i и.о. губернатора предпочел расставить в первые же минуты. «Слухи об обострении болезни и угрозе смерти Сумина не соответствуют действительности, – сообщил он. – Две недели назад губернатор по собственной инициативе был госпитализирован с диагнозом "обострение хронического бронхита"». (Смотреть видео, 2,60 Мб, 1,35 мин.)
Болезнь дала о себе знать еще во время поездки г-на Сумина в Сочи, где он встречался с президентом страны Владимиром Путиным.
«Губернатор хотел перенести болезнь на ногах, как он и делал это последние 10 лет, однако врачи убедили его не ставить эксперименты на своем здоровье», – объяснил Андрей Косилов.
В пятницу врачебный консилиум подтвердил улучшение здоровья губернатора, что позволило ему провести выходные дома с семьей. С сегодняшнего дня Петр Сумин снова находится в ГКБ № 1, где в течение ближайшей недели пройдет курс реабилитации. Еще одну неделю глава региона проведет на больничном, но уже в губернаторской резиденции на улице Лесопарковой.
«Судя по голосу и настроению, с бронхитом ему удалось справиться, – поделился собственными наблюдениями первый вице-губернатор. – Ему предписаны прогулки и умеренные нагрузки». Таким образом, через две недели губернатор выйдет на работу.
Г-н Косилов признал, что окружение губернатора, судя по всему, допустило ошибку, во время не рассказав СМИ и общественности о причинах отсутствия Петра Сумина на рабочем месте:
«Если бы в пятницу мы сказали, что Сумина не будет на праздничных мероприятиях, потому что он завершает курс реабилитации, возможно, оснований для слухов не было бы вообще, – заметил и.о. главы региона и почти тут же поинтересовался у журналистов, – Что нужно было делать? Прерывать трансляцию праздничных мероприятий и опровергать слухи о смерти в то время, пока губернатор едет на дачу?»
Волну слухов о состоянии здоровья губернатора Андрей Косилов назвал «черной пиар-акцией», заметив, что, по его данным, ее авторы проживают не только в Челябинске, но и в Москве. Призвав журналистов не упорствовать в поисках заказчиков слухов, г-н Косилов тем не менее дал понять, что на снисхождение недруги Петра Сумина могут не рассчитывать.
По его словам, уже готовится обращение в региональное управление ФСБ с целью выяснить как личности самих слухмейкеров, так и то, был ли в их действиях злой умысел.
Далее Андрей Косилов рассказал представителям СМИ о том, что вчера вечером он был в резиденции губернатора на Лесопарковой улице и даже прогулялся с Петром Суминым по аллее:
«Я каждое утро докладываю губернатору о подготовке к зиме, ходе уборки урожая и работе над проектом бюджета области», – сказал он.
Между тем, некоторым журналистам хотелось лично засвидетельствовать хорошее состояние здоровья губернатора. Однако Андрей Косилов заявил, что Петр Иванович крайне не хотел бы позировать перед телекамерами, гуляющим в лесу.
«Сумин же не Фидель Кастро, – привел последний аргумент первый вице-губернатор, очевидно, имея ввиду прошедший недавно по телевидению сюжет с лежащим на больничной койке кубинским лидером. – Ни к чему мешать человеку лечиться».
Журналистка одного из телеканалов поинтересовалась, не смущают ли окружение губернатора возможные сравнения Петра Сумина со стареющим Брежневым, состояние здоровья которого в последние годы жизни стало поводом для анекдотов.
«Если Сумин почувствует, что не полезен региону, он уйдет, – отрезал его заместитель. – Но сегодня больше он нужен области, чем ему это кресло. С 96-го года идут спекуляции о том, что он не вполне здоров, что не сегодня-завтра, – Андрей Косилов сделал многозначительную паузу. – Если вы заметили, у него постоянные проблемы с горлом и дыханием. Он бросил курить, но часть этих проблем остается. У него хронический бронхит, он дает обострение на другие органы, если его не лечить. Однако при наличии объективных проблем со здоровьем губернатор находит в себе силы так интенсивно работать».
На памяти журналиста 74.ru столь пространных комментариев на тему состояния здоровья Петра Сумина его соратники не позволяли себе никогда.
Вероятно, вдохновленная такой открытостью вице-губернатора, одна из журналисток попросила Андрея Косилова немедленно позвонить губернатору и передать ему пожелания скорейшего выздоровления.
«Честно говоря, позвонить могу», – признался вице-губернатор и сделал паузу, вероятно, давая себе время обдумать, почему делать это ему не хотелось бы.
Журналисты, почувствовав слабинку со стороны высокопоставленного чиновника, перешли в наступление. И Андрей Косилов сдался и достал мобильник.
Несколько секунд, пока в трубке раздавались длинные гудки, журналисты пребывали в тревожном нетерпении: ответит губернатор или все же нет? В трубке послышался голос Петра Ивановича.
– Провели пресс-конференцию. Все журналисты просили передать вам пожелания здоровья и скорейшего выздоровления, – немного слукавил Андрей Косилов. Через громкую связь журналисты могли слышать фрагмент разговора Андрея Косилова и Петра Сумина. (Смотреть видео, 922 Кб, 35 сек.)
– Уже два матершинных слова услышал, – поделился спустя минуту своими впечатлениями от общения с шефом Андрей Косилов.
– Значит, здоров, – заметил один из операторов.
В смерть губернатора поверили очень многие
В праздничном Челябинске слухи о смерти Сумина распространялись с невероятной быстротой и в несколько этапов. Едва одна волна предположений сходила на нет, как тут же появлялась следующая. По мнению представителей областных властей, это свидетельствует о том, что против них работала очень профессиональная команда, которая постаралась максимально зомбировать общественное мнение.
«Впервые я услышал информацию о смерти Петра Сумина в субботу, на матче «Трактора» с череповецкой «Северсталью», – рассказывает директор по редакционной политике «Информационной группы 74» Роман Грибанов. – Причем позвонил мне очень-очень информированный человек, в прошлом – офицер ФСБ и сообщил именно о СМЕРТИ Сумина. У меня он решил проверить эту информацию. А через минуту-другую начали трезвонить мобильники у моих соседей по трибуне. Весь третий период мы хоккея практически не видели: обсуждали новость и проверяли ее, звоня по телефонам своим источникам в правительстве, ЗСО, ГУВД и даже в морге. Субботний праздничный вечер был безнадежно испорчен. Интересно, что мои информаторы, люди, которым я доверяю и которых я уважаю, разделились поровну. Одни «железно» утверждали, что Петр Иванович умер и даже называли точное время и диагноз – отказ почек. Другие говорили, что губернатор жив, и они с ним недавно общались. Мистика какая-то! Все воскресенье так же прошло в телефонных переговорах и выяснениях по поводу жизни и смерти Сумина. Интересно, что если в субботу вечером слухи о смерти Петра Ивановича обсуждались среди элиты, мне звонили в основном VIP-персоны, то уже в воскресенье о возможной смерти губернатора меня расспрашивала кассирша в магазине возле дома, в считанные часы слухи о нездоровье Сумина дошли до массовой аудитории».
После того, как слухи о смерти губернатора начали распространяться среди челябинцев, корреспондент сайта 74.ru побывал 10 сентября в городской клинической больнице №1. По информации сайта, именно там находился на лечении Петр Сумин.
На территории больницы жизнь шла своим чередом. После вечернего приема посетителей некоторые пациенты спокойно прогуливались по больничному дворику. О том, что здоровью губернатора может угрожать серьезная опасность, никто из них не слышал. «Да о чем вы, это все злые языки ко Дню города слухи распускают! Что их слушать…», – лишь отмахнулся пожилой мужчина с забинтованной рукой.
В травмпункте своей очереди на прием ожидали десятка два людей. Но и здесь почти никто не знал о тревожных слухах. Только одна женщина с талончиком в руках полушепотом сообщила, что слышала что-то о смерти губернатора «от людей», но верить бы в это не хотела.
Вдоль корпусов можно было пройти совершенно беспрепятственно, благо, что никакой усиленной охраны не было. Один из охранников, сидевших на своем рабочем месте, любезно согласился помочь с поиском стола справок. Вопрос о самочувствии главы области явно застал его врасплох. «Ничего такого не знаю… Каждый день к нему приезжает жена, навещает его. Наверное, нормально все», – пожал плечами парень.
В хирургическом корпусе было тихо. «Самый разгар у нас будет завтра, когда народ начнет искать своих друзей-родных», – покачала головой девушка в медицинской одежде. Ее коллега, высокий молодой человек, перелистывая журнал поступивших, устало усмехнулся на информацию о самочувствии Сумина: «И с чего вы это взяли…».
Немного погодя, примерно в восемь вечера, к хирургическому корпусу подъехала машина марки BMW с правительственными номерами. Она остановилась неподалеку от входа в отделение, но в здание со стороны регистратуры никто не зашел, а из машины никто не вышел. Сплошная тонировка не позволяла рассмотреть пассажиров. Через двадцать минут машина выехала с территории больницы, а вслед за ней со стороны хирургии вырулила и еще одна непонятно откуда взявшаяся BMW, тоже с номерами правительства.
Не спешите его хоронить
Петра Сумина начали хоронить еще до избрания его губернатором. На выборах 1996 года оппоненты нынешнего главы региона говорили о не очень хорошем состоянии его здоровья и даже запустили утку о его смерти, когда будущий глава области несколько дней не появлялся на публике. Спустя 10 лет история повторилась. Возможно, иммунитет против подобных слухов, выработавшийся у Сумина, объясняет несколько запоздалую реакцию его пресс-службы. «Не суетитесь, шеф не хочет опровергать эту грязь. Он спокойно лечится в больнице и скоро выйдет на работу. Шумиха быстро сойдет на нет», – успокаивали в минувшие выходные журналистов представители пресс-службы. Но когда смерть губернатора начали активно обсуждать на челябинских улицах, в магазинах и общественном транспорте, правительство области и пресс-служба вынуждены были выйти к народу.
«Доброжелатели» Петра Сумина всегда акцентировали свое внимание на неважном состоянии его здоровья. В 2004 году в одном из челябинских СМИ появилась информация о том, что главе региона поставлен диагноз – геморрагический васкулит (болезнь Шенлейн-Геноха). В ее основе – аутоиммунное поражение эндотелия мелких сосудов. По сведениям того же источника, губернатор вынужден еженедельно подвергать себя процедуре очистки сосудов. Для этой цели было приобретено два медицинских аппарата общей стоимостью в один миллион долларов. После операции по пересадке почки, успешно прошедшей в Германии в нынешнем году, можно было бы ожидать, что внимание к болячкам Сумина на время ослабнет. Но все получилось с точностью до наоборот.
Видимо, ситуацию надо было довести до предела, чтобы власти, а не оппозиционные СМИ впервые открыто сказали о проблемах со здоровьем у губернатора. Теперь многих волнует, что дальше? Намерены ли власти откровенно говорить о состоянии здоровья Сумина? Или на эту информацию вновь наложат табу ? В любом случае, тема здоровья губернатора будет одной из самых актуальных и важных на протяжении ближайших недель и месяцев.