Челябинску выпала историческая миссия – первым среди крупных мегаполисов провести реформу местного самоуправления. Начальный этап реформы подошел к завершающей стадии. Новая схема нарезки избирательных округов сформирована, выборы назначены. Жителям города осталось только выбрать 170 депутатов, которые будут представлять их интересы в районных думах. О нюансах и сложностях предстоящей кампании – в интервью с председателем избирательной комиссии Челябинска Еленой Шубиной для Chelyabinsk.ru.
– Елена Валентиновна, на прошедшей неделе избирательные комиссии внутригородских районов Челябинска опубликовали решения о назначении муниципальных выборов. Это значит, что кандидаты в депутаты уже могут приступить к сбору документов?
– Фактически это означает старт избирательной кампании по выборам органов местного самоуправления внутригородских районов Челябинска. Поскольку Челябинский городской округ был преобразован в городской округ с внутригородским делением, все районы Челябинска стали самостоятельными муниципальными образованиями. Таким образом мы говорим о двухуровневой модели местного самоуправления, когда одно муниципальное образование включает в себя несколько муниципальных образований, как матрешка в матрешке. И, соответственно, выборы депутатов представительных органов внутригородских районов являются первым уровнем выборов органов местного самоуправления Челябинска, поскольку представительный орган городского округа с внутригородским делением будут формировать представительные органы внутригородских районов, делегируя туда голосованием своих депутатов. Последние из своего состава изберут главу Челябинского городского округа с внутригородским делением.
– Кто имеет право претендовать на участие в муниципальных выборах?
– С момента официального опубликования решения муниципальных избирательных комиссий все граждане РФ, достигшие 18-летнего возраста, имеют право выдвигать свои кандидатуры по одномандатным избирательным округам. Во всех внутригородских районах Челябинска сформировано по 25 одномандатных избирательных округов, за исключением Центрального района, где округов 20. Кандидаты, желающие выдвинуть свои кандидатуры от политических партий, вправе представить в окружные избирательные комиссии свои документы только после принятия политической партией, ее региональным или местным отделением решения о выдвижении. Следующий этап – предоставление документов на регистрацию, ограничен сроком до 1 августа 2014 года. Еще 10 дней избирательная комиссия в районах будет проверять на соответствие действующему законодательству документы, представленные на регистрацию, после чего должно быть принято решение о регистрации или отказе в регистрации кандидата.
В июле на сайте 74.ru стартует новый сервис «Кто твой кандидат?». Проект поможет избирателям узнать кандидатов своего округа, познакомиться с каждым, сравнить оппонентов, задать им вопросы и в итоге сделать осознанный выбор, от которого будет зависеть качество жизни в Челябинске.
– Как за последнее время поменялось законодательство о выборах, какие особенности и нововведения можете выделить?
– Законодательство о выборах всегда было очень живым, оно постоянно находится в динамическом развитии. И это неизбежно, поскольку пиар-технологии не стоят на месте, появляются новые вопросы, требующие незамедлительного правового регулирования. Но многие изменения сегодняшнего законодательства о выборах нельзя отнести к нововведениям. Например, досрочное голосование уже применялось на выборах несколько лет назад и сейчас вновь возвращается в избирательное законодательство. Возвращается и графа «против всех», правда, ее применение отложено законодателем до 1 января 2015 года, и на предстоящих выборах в сентябре применяться не будет.
– В связи с чем, на ваш взгляд, было принято решено вернуть графу «против всех»?
– В свое время было много дебатов вокруг вопроса о том, нужна ли данная графа как вид волеизъявления избирателей или нет. В какой-то момент развития нашего общества потребовались меры, чтоб активизировать население на принятие конкретного решения, а не на уход от него. На тот момент большое количество граждан на выборы приходили, но от прямого волеизъявления уклонялись. Сегодня у нас достаточное количество политических партий, выдвигающих своих кандидатов, с разнообразными программами, большое число кандидатов-самовыдвиженцев. Только в Челябинской области зарегистрировано более 60 региональных отделений политических партий. Можно предположить и большое количество кандидатов-самовыдвиженцев. То есть выбор большой, и риск того, что избиратель не найдет достойного кандидата в числе выдвинутых, минимален. Следовательно, при таком выборе кандидатов избиратель вряд ли будет уходить от выбора.
– Как обстоит дело с кандидатами, имеющими судимость?
– Еще недавно граждане, имеющие когда-либо судимость за преступления, отнесенные к преступлениям средней и особой тяжести, не имели право баллотироваться. На этот счет было много споров об ограничении пассивного избирательного права, но Конституционный суд РФ поставил в этих спорах точку, указав, что данные граждане не могут быть лишены пассивного избирательного права пожизненно. На сегодня пассивное право таких граждан ограничивается лишь сроками. Они не имеют права избираться, соответственно, 10 и 15 лет со дня снятия или погашения судимости.
– Последние месяцы подготовки к выборам прошли под знаком реформы местного самоуправления (МСУ). Как оцениваете нововведения с точки зрения избирательного процесса?
– Челябинская область стала первым регионом страны, который попал под действие этой реформы. Отмечу, что органы местного самоуправления были выделены впервые из системы государственной власти более 20 лет назад. С 2003 года местное самоуправление на территории РФ реформировалось, появлялись новые модели и схемы самоуправления. Но время требует корректировки. Это как механизм машины – она работает, но отдельные детали требуют настройки или замены. Анализ, проведенный по эффективности местного самоуправления в городах-мегаполисах, показал, что произошло отдаление городской власти от населения. К примеру, на прошлых выборах город был разделен на 37 избирательных округов, то есть на каждого депутата приходилось более 20 тысяч избирателей. Зачастую избиратели не знают своего депутата. Эта цифра соразмерна с населением целого города среднего звена. Благодаря реформе эта диспропорция будет устранена, и население станет ближе к представительной власти, поскольку округ будет теперь состоять примерно из четырех–пяти тысяч избирателей.
– Какие сложности вы видите в разграничении полномочий между городским округом и внутригородскими районами?
– Этот вопрос – один из самых главных. Внутригородские районы хоть и будут являться самостоятельными муниципальными образованиями, но они будут входить в состав другого муниципального образования – Челябинска, оставаясь составной частью Челябинского городского округа с внутригородским делением. Для того, чтобы местное самоуправление имело место и стало эффективным, необходимо будет четко разграничить полномочия между Челябинским городским округом с внутрирайонным делением и внутригородскими районами посредством закрепления конкретных полномочий в законах и уставах муниципальных образований.
– Каков будет принцип делегирования депутатов районных представительных органов в Челябинскую городскую думу?
– Принцип равенства. Каждый из внутригородских районов направит в гордуму по семь депутатов. Таким образом, их будет 49.
– Двухуровневая модель местного самоуправления и двухуровневые выборы органов местного самоуправления Челябинска – это новшества, не опробованные ранее?
– Если посмотреть за пределы областного центра, то мы увидим, что аналогичная двухуровневая модель местного самоуправления применялась уже не один год – это цепочка сельсовет–район, которую еще называют матрешка в матрешке. Сельсовет – это самостоятельное муниципальное образование с органами местного самоуправления, входящее в состав районного муниципалитета, где тоже есть свои органы местного самоуправления. Только ранее в дуэте сельсовет–район выборы были одноуровневые. А вот в дуэте внутригородской район – городской округ с внутригородским делением выборы тоже двухуровневые. Вообще выбор двухуровневой модели местного самоуправления в городах-мегаполисах – это не обязанность, а право субъекта РФ. Это зависит от особенностей субъекта, экономической и социальной ситуации в каждом конкретном образовании. Важно, что изменения модели местного самоуправления в крупных городах не навязываются сверху. По закону субъект сам определяет модель, учитывая мнение населения муниципалитета.
– Не опасаетесь, что из-за наплыва кандидатов работа избиркома будет парализована?
– Выборы будут жаркими, но мы к этому готовы. У избирательных комиссий накоплен богатый опыт по проверке документов и рассмотрению жалоб кандидатов. Практика других субъектов показывает, что если в регионе представлено 50 отделений политических партий, то в выборах участвует около 20. Полагаю, что примерно такое же количество партий заявится на выборы в Челябинске. Другое дело, что выставить своих кандидатов на все 170 округов смогут только те, кто обладает большими возможностями и человеческими ресурсами.
С жалобой на незаконный характер проведения реформы местного самоуправления в гордуму Челябинска обратилось региональное отделение партии «РПР-ПАРНАС». Лидер южноуральской ячейки Алексей Табалов считает, что для принятия легитимного решения по уставу необходимо было провести опрос населения, голосование или референдум.
– Противники реформы МСУ утверждают, что проведение публичных слушаний по созданию районных дум в Челябинске было нелегитимным, а для выражения мнения населения надо было провести референдум. Насколько обоснованны эти заявления?
– Полномочия по преобразованию Челябинского городского округа в Челябинский городской округ с внутригородским делением принадлежат законодательному собранию Челябинской области. Но преобразование происходит с учетом мнения населения. По уже имеющимся видам преобразований в некоторых случаях федеральный законодатель требует получения согласия населения, в некоторых – учета мнения. Данный вид преобразования является новым. Федеральный закон прописал, что учет мнения населения должен быть осуществлен в соответствии с уставом и законом области. Если обратиться к уставу Челябинска, то единственной формой получения мнения населения для преобразования являются публичные слушания.
– Вы возглавляете избирком уже более полугода. Какие впечатления оставило это время, и что изменилось в подходе к работе за этот период?
– Я всегда была требовательна к себе. Независимо от того, маленькое или большое дело приходится исполнять, ответственность за его исход должна быть на тебе. А на выборах ответственность возрастает многократно – иногда от рассмотрения вопроса или жалобы кандидата, от судебного процесса может зависеть судьба человека, его политическое будущее, а косвенно и будущее наших избирателей. Необходимо учесть все нюансы, каждую мелочь, чтобы принять верное решение. Ошибки должны быть исключены.
Фото: Фото Олега КАРГАПОЛОВА