Челябинские власти продолжают работу над реформой местного самоуправления (МСУ), оправдывая статус столицы законодательных мод. На заседании комитета Госдумы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления глава Челябинска Станислав Мошаров озвучил предложения, касающиеся способов формирования консолидированного бюджета и механизма распределения полномочий между районами и городом. О том, какие инициативы челябинских властей учтут при дальнейшей реализации реформы во всей стране, – в материале Chelyabinsk.ru.
Как сообщает пресс-служба комитета Государственной думы по федеративному устройству и вопросам местного самоуправления, на заседании рабочей группы среди возможных мер по увеличению налоговых доходов бюджетов муниципальных образований рассматривалась возможность перераспределения налоговых доходов между уровнями бюджетной системы в пользу местных бюджетов. В числе этих полномочий – передача местным бюджетам поступлений в связи с применением упрощенной системы налогообложения, введение местного транспортного налога для физических лиц и увеличение поступлений в местные бюджеты от налога на доходы физлиц.
По словам Станислава Мошарова, Бюджетный кодекс сегодня не позволяет городу финансировать районы напрямую. Поэтому на федеральном уровне было предложено ввести такое понятие как консолидированный бюджет. «Задача второго и третьего этапа реформы – сделать власть не только ближе к народу, но и обеспечить ее полномочиями, – рассказал Станислав Мошаров. – Районы обязательно должны быть обеспечены финансированием».
На совете при председателе Госдумы Сергее Нарышкине предложения челябинских властей были взяты на проработку. Речь идет о дополнительных источниках пополнения как городского, так и районного бюджетов.
«Мы делаем все для того, чтобы город оставался единым хозяйством, но более эффективно использовал имеющиеся полномочия, – отметил Станислав Мошаров. – Полагаю, что общие вопросы градостроительной политики останутся на уровне города. Или возьмем в пример сосновый бор, который является общим достоянием всех жителей города. Центральный район в одиночку вряд ли сможет полностью содержать такую территорию».
С 1 августа на сайте 74.ru стартует новый сервис «Кто твой кандидат?». Проект поможет избирателям узнать претендентов от своего округа, познакомиться с каждым, сравнить оппонентов, задать им вопросы и в итоге сделать осознанный выбор, от которого будет зависеть качество жизни в Челябинске.
В частности, дополнительные финансовые источники могут появиться в связи с перераспределением доходов от транспортного налога и изменением схемы поступления в бюджет налогов на доходы физических лиц. Земельный налог также может пополнить статьи доходов районных бюджетов. Вместе с тем, депутатам придется усилить работу по инвентаризации заброшенных и бесхозных земель, а также незаконно занятых участков.
«Мы уже вступили на путь внедрения реформы, уже сейчас мы видим те вопросы, которые предстоит решать в сентябре, – предостерег глава города. – Чтобы решить их, нужно быть реалистами – без соответствующей подготовки мы можем столкнуться с вполне очевидными трудностями. И главная из них – это принятие консолидированного бюджета, который позволит нам качественно выполнять свои обязательства перед жителями. Муниципалитеты не должны быть безденежными. Иначе исполнить свои полномочия нам будет просто невозможно».
Планируется, что расходы на аппарат районных органов местного самоуправления не будут увеличены пропорционально числу народных избранников, уточнила председатель избирательной комиссии Челябинской области Ирина Старостина. Депутаты начнут работать на общественных началах и сами будут заинтересованы в сокращении трат.
«Чем больше депутатов, тем лучше избирателям. Они будут доступнее, – подчеркнула Ирина Старостина. – Нас, избирателей, у них будет намного меньше. Даже если депутат не захочет, мы заставим его услышать наши проблемы. Работать они будут не на штатной основе».
В связи с предложением президента России В. Путина о необходимости рефомы местного самоуправления в мае 2014 г. Госдума приняла поправки в закон о МСУ, а Совет Федерации их окончательно утвердил. Реформа предполагает, что субъектам РФ и муниципальной власти позволено самим решать, по какой системе жители будут формировать депутатский корпус и выбирать глав.
По мнению политолога Андрея Русакова, в отличие от Екатеринбурга в Челябинске было очень быстро принято решение о переходе на внутригородские районы. «Областное законодательное собрание здесь оказалось впереди прочих субъектов Урала. Поспешность этих действий привела к тому, что населению города не был в достаточной степени разъяснен смысл происходящего, то, как будет работать данная политическая конструкция», – считает эксперт.
На публичных слушаниях 30 июля закрепят положение о том, что гордума будет формироваться путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов по семь человек от каждого района. Таким образом, состав парламента из 49 человек будет прописан в Уставе областного центра.
С такой точкой зрения Станислав Мошаров не согласен. Во-первых, муниципальная реформа еще далека от завершения, а во-вторых, все нормы и законы при ее реализации соблюдены, в том числе были проведены общественные слушания в июне. Нюансы реформы в среду, 30 июля, также обсудят на публичных слушаниях по изменению Устава Челябинска. Планируется, что последние изменения в федеральное законодательство закрепят на местном уровне.
«Публичные слушания полностью подготовят нас к проведению сентябрьских выборов, – подчеркунл Станислав Мошаров. – В Уставе будет прописана процедура выборов на внутригородских округах, а также условия делегирования депутатов в городскую думу».