Челябинская область в 2014 году пережила в политике все: смену губернатора, масштабные выборы, реформу правительства и рокировку сити-менеджеров. Сайт Chelyabinsk.ru представляет самые важные события, отмечая их значение и влияние на жизнь региона.
1. Отставка Юревича
Уход с поста губернатора Челябинской области Михаила Юревича в самом начале 2014 года предопределил все последующие события в политической жизни региона. По горячим следам его неожиданный переход в Госдуму обозреватели называли подстраховкой и запасным вариантом. Когда волнения улеглись, Юревич вновь начал появляться в медиаповестке: должность главы региона он покинул, но с большой политикой еще не попрощался. По словам екатеринбургского политолога Александра Белоусова, сценарии губернаторских отставок разнятся, но следующие за этим события схожи.
«Кто может утверждать, что при взятии Екатеринбурга не начнется кадровая чехарда? Посмотрите на Пермь. Там из-за обилия интересов кадровая ротация дикая, – рассуждает эксперт. – Интересов больше, чем может дать город. И все политические процессы имеют под собой экономические мотивы. А архитекторы прямого подчинения Перми уже давно в отставке, а плоды их реформы вкушают совершенно другие люди. И Екатеринбург ждет та же участь. Или возьмите Челябинск. Там произошло самоустранение городской власти путем перехода ее во власть областную. Со временем все больше начинает казаться, что Юревич почти добровольно сдал Челябинск. При совмещении центра управления регионом и региональным центром риски скорейшей ротации удваиваются и становятся практически неизбежными в регионах с конфликтной политической историей».
2. Ответ «Евромайдану»
Мартовское шествие и митинг в поддержку украинского народа по разным оценкам посетили около 15 тысяч южноуральцев. Политические партии, общественные организации и представители власти выразили протест «Евромайдану». Такого крупного собрания на центральной площади Челябинска не было давно. Как только события на Украине переросли в открытый военный конфликт, сотни переселенцев выбрали Южный Урал как спасательный пункт.
«События 2014 года явственно показали, что власти США не удовлетворились победой в холодной войне и развалом СССР, – пишет в своем блоге автор энциклопедии национальностей Челябинской области «Планета Южный Урал» Лев Лузин. – Политической элите этой сверхдержавы нужна полная и безоговорочная виктория. И она продолжает методично и последовательно работать с осколками нашей империи. Заокеанским стратегам хочется, чтобы бывшие республики Союза как можно меньше сотрудничали с Россией, а лучше вообще повернулись на Запад. Это сделает их более предсказуемыми и ослабит самый большой осколок империи – глыбу по имени Россия, которая долго была неподвижной, а потом стала оживать, приходить в себя».
3. Муниципальная реформа
Принимая решение о проведении муниципальной реформы, власти региона опередили не только другие города, но и федеральных законодателей. Пока от разделения Челябинска на внутригородские районы осталось больше вопросов, чем ответов. Депутаты, которых теперь насчитывается 170, все еще спорят о том, какие полномочия нужны районам, а какие – городским парламентариям. Но пути назад нет – чтобы оценить реальную пользу от реформы, ее надо завершить.
«Сегодня другие субъекты Российской Федерации наблюдают за тем, как будет оценена реформа жителями нашей области, – говорит председатель Законодательного собрания Челябинской области Владимир Мякуш. – Могу сказать, что плюсы реформы очевидны. Во-первых, мы достигли главной задачи – власть стала ближе к народу. Во-вторых, уменьшилась нагрузка на каждого депутата, теперь парламентарии могут больше внимания уделять проблемам своих округов. В-третьих, каждый житель теперь может обратиться за решением своей проблемы напрямую в представительный орган своего района»
4. Новый губернатор и старый глава
Главным событием, коснувшимся каждого южноуральца, имеющего право голосовать, стали выборы губернатора, депутатов и глав муниципальных образований региона. На избирательные участки пришло около 1,2 миллиона человек. Итогом масштабной кампании стало официальное утверждение в должности губернатора Бориса Дубровского, формирование нового созыва депутатов гордумы и последующее за этим избрание главой Челябинска Станислава Мошарова.
«Нужно отметить, что выборы губернатора были назначены на сентябрь 2014 года вне плана, однако избирательным комиссиям Челябинской области удалось организовать и провести избирательную кампанию на высшем уровне, – рассказала председатель областного избиркома Ирина Старостина. – За все ее время к нам не поступило ни одной жалобы, и ни одно решение избирательных комиссий не было отменено. Также стоит отметить, что на территории области выборы губернатора не проводились 14 лет».
5. Реорганизация правительства
С избранием нового губернатора администрация и правительство области автоматически ушли в отставку. Затеянная Борисом Дубровским реорганизация пока существует только на бумаге – изменения в структуре кабинета министров и назначения на ключевые посты в администрации главы региона вступят в силу с января 2015 года.
«Ключевым аспектом реорганизации стал перевод управления областью на «ручной режим». В эту схему вписывается и желание губернатора лично возглавить правительство региона, – считает политолог Александр Мельников. – Новой предложенную структуру назвать нельзя – мы ее хорошо знаем и помним. Очевидно, что социально-экономическая ситуация в области и всей стране вкупе с федеральным трендом на реструктуризацию органов власти подходят к стилю управления Бориса Дубровского».
6. Атака силовиков
Обвинения против начальника управления по физической культуре администрации Челябинска Евгения Иванова и главы Коркинского района Геннадия Усенко, задержание главы Верхнеуральского района Михаила Ломакина, руководителя УФНС региона Александра Путина, депутата челябинской гордумы Сергея Новожилова, экс-директора УКВЗ Павла Абрамова, бывшего министра социальных отношений региона Олега Бехтерева, снятие неприкосновенности с сенатора Константина Цыбко – это лишь неполный список чиновников и коммерсантов, попавших на крючок правоохранительных органов. Антикоррупционная кампания достигла апогея в уходящем году. Напрашивается вывод об усилении влияния силовиков на политические процессы в регионе.
«Я бы не стал говорить о наличии какой-то тенденции, – утверждает политолог Андрей Лавров. – Роль силового клана в жизни Челябинской области, как и всей страны, всегда была одной из ключевых. О чем говорить, если у нас президент – выходец из силового блока. Для нового губернатора все эти задержания могут быть полезными – ему нужно показать, что коррупционеров и нечистых на руку чиновников в его команде не будет».
7. Росатом усилил Озерск
В конце года глава Росатома Сергей Кириенко представил коллективу озерского ПО «Маяк» нового руководителя. Им стал генеральный директор ФГУП «Приборостроительный завод» Трехгорного Михаил Похлебаев. Период относительного безвластия на предприятии завершился. В условиях экономического кризиса и санкций со стороны Запада позиции госкорпораций и предприятий оборонзаказа усиливаются – такие сигналы, поступающие от федерального центра, могут привести к усилению роли озерчан в политической жизни региона.
«В череде прогнозов о возможных раскладах на выборах в Законодательное собрание области в медиа- и блогосфере несколько раз мелькнула информация о возможном участии в выборах Михаила Железнова, директора РФЯЦ – ВНИИТФ, – отметил экс-редактор газеты «Уфалейский рабочий» Александр Петраков. – Это наряду с Озерским избирательным округом, который уже и так много лет неформально «закреплен» за креатурой Росатома. Если озвученное окажется инсайдом, а не слухом или вбросом, то через год госкорпорация «Росатом» формализует и так уже очевидное после отставки Михаила Юревича: именно она является ведущей, доминирующей силой в северной части региона».
8. Отставка Давыдова
Сити-менеджер Челябинска Сергей Давыдов продержался во главе администрации до окончания контракта. На его решение об отставке прямое влияние оказал Борис Дубровский. В этом мнении убедился главный редактор газеты «Вечерний Челябинск» Михаил Стерехов после встречи с главой региона.
«Как я понял, Сергей Давыдов не справился с главным – не смог показать четкое понимание того, как и за счет чего будет развиваться город. Стратегия называется. Вот ее как раз и не было, – подчеркнул Стерехов. – По этому и ряду других вопросов возникло недопонимание, которое и привело к тому, что Сергей Викторович отказался выдвигать свою кандидатуру на пост сити-менеджера. А перед новым руководством администрации Челябинска поставлена непростая задача – дать позитивные результаты работы уже в первом квартале следующего года».
9. Переезд Тефтелева
Должность главы администрации Челябинска была предложена мэру Магнитогорска Евгению Тефтелеву. За его назначение проголосовало большинство депутатов гордумы. Воздержался от какого-либо решения только коммунист Константин Нациевский. Другой представитель оппозиции, координатор ЛДПР по Челябинску Виталий Пашин, был солидарен с единороссами.
«Некоторые меня спрашивают: почему не против как представитель оппозиции? В связи с этим хочу заявить следующее. Во-первых, не нужно раскачивать лодку там, где этого не нужно делать, – пояснил Виталий Пашин. – У нас впереди достаточно факторов неопределенности и риска, а в условиях шторма, бури, кризиса очень важно, чтобы вся команда работала слаженно, чтобы лодка не перевернулась. Во-вторых, согласен с тем, что оппозиция для того и существует, чтобы правящая партия крепче держала штурвал управления. Но при этом, на мой взгляд, оппозиция должна носить конструктивный характер, а не проповедовать сплошной нигилизм, отрицая все и вся вокруг себя».
10. Орган вернули на «Родину»
История переноса челябинского органа из храма на Алом Поле в обновленный кинотеатр «Родина» не оставляет вариантов для полемики – это событие однозначно носит политический подтекст. Целая глава в противостоянии экс-губернатора Михаила Юревича со своими недоброжелателями была закрыта. Как только зазвучала музыка, детали конфликта отошли на второй план.
«Мы с вами не можем обойти вниманием воссоединение Крыма с Россией, наш коллективный ответ на западные санкции, – заявил на открытии зала Борис Дубровский. – Все это высоко подняло в обществе планку патриотизма. Это чувство сплотило нас, мы начали чувствовать себя единым народом. И в этой связи очень символично, что наш органный зал называется «Родина», сохраняя свои исторические корни: так раньше назывался кинотеатр, сейчас так называется концертный зал. Многие искренне волновались за сохранность уникального инструмента, за качество его звучания на новом месте. Сегодня мы можем уверенно сказать, что все получилось».
Фото: Фото с сайта Kremlin.ru, Gubernator74.ru, Cheladmin.ru, Ozerskadm.ru, Алины ЧЕРЕПАНОВОЙ, Олега КАРГАПОЛОВА, Евгения ЕМЕЛЬДИНОВА