Первые дни работы Евгения Тефтелева на посту главы администрации Челябинска ознаменовались жесткой дискуссией с представителями местного бизнеса. Сначала о повышении стоимости проезда объявили маршрутные перевозчики, затем о необходимости роста стоимости жилищных услуг заявили управляющие компании города. Если первую проблему удалось урегулировать относительно успешно, то по второму конфликту вопросы остались. Как отреагировала власть на эту неоднозначную инициативу и что нужно сделать для того, чтобы навести порядок в жилищно-коммунальной сфере, обсудили участники дискуссионного клуба в пятницу, 23 января.
На совещании с главой администрации Челябинска Е. Тефтелевым 13 января управляющие компании попросили повысить тариф на оказание жилищных услуг для жителей многоквартирных домов. Мотивом такого обращения стали инфляционные процессы и зависимость от ресурсноснабжающих организаций, тарифы для которых ежегодно поднимаются.
Как признался заместитель начальника управления ЖКХ администрации Челябинска Александр Кочерещенко, для него шум, поднятый прессой по итогам встречи сити-менеджера с управляющими компаниями, стал неожиданностью. На том заседании обсуждалось несколько тем, в том числе и актуальность установленных тарифов на жилищные услуги. Действительно, с 2012 года эти тарифы не поднимались, и на данный момент их размер составляет около 40% от экономически обоснованного. В таких условиях обслуживающие организации рискуют закрыться через несколько лет.
«Мы все прекрасно помним, что маршрутчики у нас постепенно повышали плату за проезд, это происходит ежегодно, – отметил Александр Кочерещенко. – Тот тариф за техническое обслуживание и ремонт домов, который существует сегодня, не изменялся с 2012 года. Поэтому по просьбе управляющих компаний была организована встреча с Евгением Николаевичем. Выслушав все стороны, он просто дал поручение проработать данный вопрос и через месяц доложить о результатах. Говорить сейчас о том, повысят плату или нет, рано».
Спорные тарифы, о повышении которых просили УК, касаются только собственников, не приватизировавших свое жилье, уточнил Александр Кочерещенко. Их процент по всему городу на данный момент составляет около 40%, к остальным эта история отношения не имеет.
«В Челябинске живут достаточно ответственные и самосознательные граждане, – подчеркнул Кочерещенко. – Невзирая на то, что наш город в большей степени занят в металлургической отрасли, нежели в машиностроительной, как Екатеринбург, средний платеж по городу Челябинску составляет больше 90%. В декабре этот показатель доходит до 100 и 115%. Люди не хотят входить в новый год с долгами и стараются их гасить».
В Челябинской области квалификационный экзамен в рамках лицензирования управляющих компаний в сфере ЖКХ сдали 80 чел. Кроме того, принято 294 заявки от 151 профильного предприятия – это примерно половина работающих на данном рынке в регионе, сообщил 23 января начальник Госжилинспекции региона А. Дмитриев.
По информации источников Chelyabinsk.ru, наладить диалог с управляющими компаниями предлагали уроженцу Магнитогорска, экс-соратнику губернатора Свердловской области Евгения Куйвашева и бывшему пресс-секретарю губернатора Челябинской области Петра Сумина Илье Ананьеву. Взамен ему сулили один из руководящих постов в правительстве региона, но он тактично отказался, предпочтя более спокойную должность в федеральных политических структурах.
По мнению челябинского политолога Андрея Лаврова, говорить о заботе населения в контексте наведения порядка в сфере ЖКХ не приходится, поскольку практически все управляющие компании Челябинска напрямую или через опосредованных лиц принадлежат близким к руководству города людям. Он считает, что в попытке увеличения тарифа скрывается желание собственников управляющих компаний повысить свои доходы, тогда как проблему открытости фиансово-хозяйственной деятельности руководители этих структур предпочитают не обсуждать.
«С одной козы – населения – можно снимать сколько угодно. Противостоят им абсолютно аффилированные, якобы общественные организации, которые сами участвуют в коммунальных войнах, – считает политолог. – Даже «Молодая Гвардия», насколько мне известно, была в этом замешана, о чем публично говорилось в СМИ. Мы лукавим, когда списываем вопрос на то, что нужно собирать и информировать собственников жилья. Нужно написать понятные законы для управляющих компаний. Их не написали, потому что мы не волшебники. Разговоры об этом идут на эзоповом языке, чтобы никто ничего не понял. Надежды на бегунков от реформы МСУ, которые не имеют ни возможностей, ни финансов, ни полномочий, просто нет. В результате виноватым выставляется правосознание народа».
«Работа с управляющими компаниями для меня будет одним из главных направлений деятельности, – заявил на встрече с коммунальщиками Е. Тефтелев. – В Магнитогорске есть муниципальные компании, но их не так много. В Челябинске, может быть, речь пойдет о создании отдельной муниципальной компании, которая будет заниматься только ветхим жильем. Надо рассмотреть этот вопрос. Я позитивно отношусь к сочетанию частного бизнеса и муниципальных предприятий».
В противовес этой позиции выступил председатель постоянной комиссии по жилищно-коммунальному хозяйству, благоустройству и природопользованию Челябинской городской думы Дмитрий Холод. По его словам, управляющие компании заботятся не столько о повышении тарифов, сколько о приведении к социальной справедливости тех видов работ, которыми занимаются работники жилищно-коммунального сектора. Государство эти услуги лицензирует, выдает аттестаты и нормирует документы финансовой отчетности. В общей сложности управляющим компаниям необходимо выполнить около 40 требований федерального законодательства.
«Повысилась форма оплаты труда, повысилась цена на материалы, управляющие компании имеют конкретные обязанности, наказуемые жилищной инспекцией и надзорными органами, – обратился к оппоненту Дмитрий Холод. – При этом нам говорят: подойдите и согласуйте все работы с собственниками. Никто не против этого, но иногда и муж с женой разобраться между собой не могут. А если доводить такие вопросы на общем собрании в стоквартирном доме?»
Участники дискуссии сошлись во мнении, что разъяснительную работу с собственниками жилья по вопросам формирования тарифов следует вести активнее. В то же время в городе остаются многоквартирные дома, построенные в начале прошлого века, заботится о состоянии которых ни сами жильцы, ни управляющие компании не в состоянии. В качестве одного из вариантов решения этой проблемы была предложена идея создания в городе муниципальной управляющей компании, которая взяла бы на себя сектор ветхо-аварийного жилья. Такая идея, кстати, тоже обсуждалась в кабинетах администрации, но широкого освещения не получила.