28 июля Челябинск вернулся к одноглавой системе управления. Период разделения полномочий между главой администрации города и председателем гордумы остался в прошлом. О том, что эти изменения дадут горожанам, чем завершится реформа местного самоуправления (МСУ) и вернутся ли когда-нибудь прямые выборы мэра – в материале Chelyabinsk.ru.
В один день депутаты приняли отставку главы Челябинска и спикера городской думы Станислава Мошарова с обоих постов, вновь выбрали его своим председателем и возложили исполнение обязанностей главы города на сити-менеджера Евгения Тефтелева.
Заседание проводилось с перерывом на конференцию регионального отделения «Единой России», где определялся кандидат от партии на кресло спикера гордумы. В качестве номинальной альтернативы на этот пост были выдвинуты депутаты Юрий Панов и Александр Вышегородцев, но с более чем семикратным перевесом по итогам голосования победил Станислав Мошаров. Его кандидатуру тут же утвердили и предложили фракции ЕР в гордуме.
Руководитель исполкома регионального отделения ЕР Василий Зорин особо подчеркнул, что решение о будущем председателе гордумы принималось не келейно и большим составом.
«Конференция стала важным звеном в реализации реформы МСУ и президентского послания, – сказал Василий Зорин. – Жизнь покажет правильность принятого решения. Для нас очень важно, что к утверждению кандидатуры председателя гордумы причастны коллеги со всей области».
Вернувшись с партийного собрания в зал заседаний, городские депутаты сразу приступили к выбору спикера. Помимо Станислава Мошарова претендентами на руководство думой стали Константин Нациевский от КПРФ и Виталий Пашин из ЛДПР, но поддержки коллег они не получили и голосовали сами за себя и друг за друга. Решением 37 депутатов Станислав Мошаров вернулся в покинутое утром председательское кресло.
В качестве и. о. главы Челябинска, как и предполагалось, единогласно был избран глава администрации города Евгений Тефтелев.
Теперь Челябинском, как шесть лет назад, управляет единый глава. Но, несмотря на внешнюю схожесть ситуаций, наблюдатели не находят поводов для разговора о возвращении к прежней схеме управления городом. До разделения полномочий глава города определялся на прямых выборах голосованием горожан, затем официальным главой города стал спикер городской думы, а административно-хозяйственные функции перешли к сити-менеджеру – главе городской администрации, назначаемому по конкурсу.
Чиновники и депутаты утверждают, что принятая одноглавая система управления городом намного эффективнее, заметно повышает роль депутатов в решении районных и общегородских проблем, а также приближает власть к народу и сохраняет стабильность в обществе.
С этим мнением категорически не согласен руководитель Ассоциации сельских образований и городских поселений Юрий Гурман.
«Кадровые перестановки напоминают басню Крылова, – заявил он. – Эта квазиреформа не продумана, противоречит Конституции, где сказано, что структуру органов местного самоуправления определяет население. Отказ от прямых выборов плохо влияет на общественную ситуацию. Народ не доверяет назначенцу, а тот не имеет опоры на избирателей и зависит от вышестоящего начальства. Рост коррупции в стране начинается с назначения губернаторов, а с назначением глав муниципальных образований лишь усиливается».
Согласно опросу на сайте 74.ru, почти 70% пользователей считает, что отставка Мошарова с поста главы Челябинска ни на что не повлияет. 20,3% поддерживают такой шаг, выступая за единоначалие в управлении городом. 5,7% высказались за прежнюю систему с главой и сити-менеджером. 4,7% затруднились ответить. С 8 июля в опросе приняли участие почти 1400 человек.
Эксперт полагает, что нельзя считать, будто люди выступают за реформу МСУ, по его мнению, им все равно, и только прямые выборы будут отражать реальные интересы граждан.
«Не имея возможности влиять на принятие решение, люди отходят в сторону и из участников процесса превращаются в пассивных наблюдателей, – утверждает Юрий Гурман. – В соседнем Екатеринбурге остались прямые выборы мэра, несмотря на давление из области и федерального центра. На публичные слушания пришло несколько тысяч человек, пришлось их собирать в киноконцертном зале. Были дискуссии, но выборы оставили. Когда челябинским губернатором был Сумин, он говорил, что никаких сити-менеджеров нам не надо, но у его преемника были иные взгляды на сей счет. Аргументы при разделении в 2010 году мэра на главу города и главу администрации были очевидны – недавно прошли выборы, команда получила наказы и сформировала планы их реализации. Даже вопрос с дорожной революцией решался сложно, денег не было и городская дума заложила свое здание. А если бы был мэр-назначенец? Понятно, что Юревича никто бы не назначил, но и ни один сити-менеджер или варяг не стал бы в интересах горожан реализовывать такой непростой проект. Зато теперь мы видим сильное отличие Челябинска от многих других городов в плане дорожного хозяйства».
В 2010 году Челябинск стал первым из крупных городов Урала, перешедшим на двуглавую систему управления. Сейчас на южноуральской столице обкатывают реформу МСУ. К переменам город шел два года. Сначала были выбраны районные советы депутатов, затем Евгений Тефтелев сменил Сергея Давыдова на посту сити-менеджера, были внесены изменения в городской Устав. Для завершения реформы осталось выбрать главу города и глав районов – этим в августе-сентябре займутся конкурсные комиссии.
Кадровые перемены обусловлены задачей завершить к 13 сентября реформу местного самоуправления. Новый порядок избрания глав городов был утвержден Заксобранием 12 марта, поправки в Устав Челябинска одобрены на публичных слушаниях 29 апреля и приняты гордумой 26 мая.
Не идеальным, но хорошим вариантом считает принятое решение политолог Александр Мельников. По его мнению, средоточие полномочий в руках нынешнего сити-менеджера дает губернатору дополнительные рычаги влияния на городские власти и закрепляет реальное распределение обязанностей.
«Возвращение к одноглавой системе более понятно населению, – считает эксперт, – и оно позволяет более четко распределить зоны ответственности. Ключевыми вопросами развития города как занимался Тефтелев, так и будет заниматься, а вопросы агломерации и депутатского корпуса остались в ведении Мошарова. Сейчас город и область находятся в ручном режиме управления, принимается большое количество антикризисных мер. В этом есть свой резон, ведь, как мы знаем, уровень профессионализма и компетентности избранных глав не всегда соответствует ожиданиям избирателей».
Градоначальник, совмещающий полномочия главы Челябинска и руководителя городской администрации, будет избран в августе городскими депутатами из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией. Уже известно, что одним из первых подаст заявку на участие в конкурсе Евгений Тефтелев, который заявлял об этом в кулуарах конференции ЕР.
Половину членов конкурсной комиссии гордума утвердила 28 июля, ими стали Станислав Мошаров, Сергей Овчинников, Андрей Шмидт, Владимир Бодров, Михаил Дедович, Владимир Шумаков. Другую половину назначит губернатор Борис Дубровский.
Как уже сообщал сайт Chelyabinsk.ru, с утра среды, 29 июля, начат прием заявок на участие в конкурсе на пост главы города. Комиссия выберет лучших претендентов и предложит их кандидатуры на голосование в гордуме.
Избранный глава города создаст конкурсные комиссии во всех семи внутригородских районах, которые определят наиболее профессиональных претендентов на посты районных глав и представят их на выбор райсоветам.
Нынешним главам районов, как и городским, ничего не грозит, считает политолог Алексей Ширинкин. «Кадровые изменения, как и реформа, сюрпризом не стали, решения были предсказуемыми, – отметил он. – В районах тоже сильных перемен не ожидается, команда глав сформирована, они в хороших отношениях с командой губернатора. Судя по всему, действующие главы останутся на своих местах. Если и будут изменения, то лишь на основании последующих выводов о работе каждого конкретного главы района».
Политологи не исключают возврата к прямым выборам мэра, но не в ближайшей перспективе.
«В условиях постоянного изменения правил игры трудно делать прогнозы, поскольку в наших условиях изменчивой политической конъюнктуры вносятся коррективы в схемы управления, – сказал Александр Мельников. – Но для нормального выстраивания системы, эффективной отдачи нужно, чтобы правила игры оставались неизменными на протяжении как можно более длительного времени. Перестройки можно сравнить со стихийными бедствиями для бюрократического аппарата. Стабильность вырабатывает политическую культуру в обществе».
По словам Алексея Ширинкина, рано или поздно произойдет возврат к прямой системе выборов глав городов, но для этого нужна стабилизация экономики.
«Когда ситуация перейдет от необходимости ручного управления к более благоприятному положению, можно будет говорить и о переходе к другой модели. Поскольку глава города отвечает за социально-экономическую и политическую ситуацию на своей территории, он должен организовать работу по темам ЖКХ, здравоохранения, образования, инфраструктуры. Для этого мэр должен быть компетентным управленцем. В условиях существующей политической культуры управленец не всегда побеждает на выборах демагога, а назначение исключает фактор случайного человека. Однако если мы при этом говорим, что принципиальная цель развития российского общества – построение гражданского общества, нужно возвращаться к активному участию людей в политических процессах. Нынешняя система оптимальна с точки зрения управления, но не оптимальна с точки зрения развития общества».
Юрий Гурман планирует оспорить в Конституционном суде областной закон, установивший новый порядок избрания глав, считая отмену выборов глав муниципалитетов нарушением прав граждан. Между тем троицкий райсуд 20 и 22 июля удовлетворил требования прокуратуры и отменил решения советов депутатов Родниковского и Ключевского сельских поселений, которые самовольно вернули прямые выборы муниципальных глав.
Фото: Фото Евгения Емельдинова и из архива сайта Chelyabinsk.ru