На публичных слушаниях 18 апреля более сотни челябинцев единогласно утвердили внесение изменений в 13 статей Устава города. Зачем главе и депутатам ежемесячные доплаты к пенсии, какие для этого нужны условия, что теперь потребуется для собраний граждан и как часто будут вносить изменения в главный документ муниципалитета – в материале Chelyabinsk.ru.
Социальные гарантии
Представивший проект изменений Устава председатель комиссии гордумы по местному самоуправлению Владимир Бодров отметил, что документ можно условно разделить на два блока – приведение в соответствие с федеральными законами и желание депутатов сделать Устав более информативным для горожан.
Первый блок включал в себя ужесточение антикоррупционных мер, уточнение формулировок и социальные гарантии для должностных лиц.
Главный документ Челябинска пополнился абзацами о ежемесячных доплатах к страховой пенсии по старости или инвалидности в связи с прекращением полномочий (в том числе досрочно) для главы города и депутатов гордумы, работавших на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста или утративших трудоспособность. Но этих доплат лишатся нарушители федерального законодательства. Условия, порядок назначения и размер выплат должны быть определены решением городской думы.
Внесения поправок требует сама жизнь, считает председатель гордумы Станислав Мошаров: «Поправки касались ограничений для депутатов – принят ряд антикоррупционных законов, и нам нужно было внести изменения касательно доходов и невозможности иметь счета в иностранных банках. Кроме того, было решено внести в Устав дополнения о социальных гарантиях для должностных лиц – Устав должен соответствовать законам».
Помимо доплат были ужесточены требования для депутатов и градоначальника – теперь им запрещено иметь счета (вклады) в иностранных банках и пользоваться зарубежными финансовыми инструментами. Теперь все депутаты обязаны сдавать декларации о доходах и соблюдать нормы закона «О противодействии коррупции». Если глава Челябинска, председатель гордумы, его заместители, председатели комиссий и временных комиссий гордумы, их заместители будут уличены в хранении денег за рубежом и пользовании иностранными финансовыми инструментами, их полномочия будут прекращены досрочно. Но Общественную палату города в дополнениях к Уставу больше всего заинтересовали именно пункты, предусматривающие дополнительные социальные гарантии для главы города и депутатов гордумы.
«В Устав города предлагается внести дополнительные гарантии главе города и депутатам гордумы в связи с прекращением полномочий, в том числе досрочно, эти доплаты будут ежемесячными и будут действовать только в отношении лиц, работающих на постоянной основе и в этот период достигших пенсионного возраста либо потерявших трудоспособность, – отметила член Общественной палаты города Ирина Плещева. – В законе Челябинской области эти нормы были до 2013 года а затем изъяты из-за отсутствия регулирования этого вопроса федеральным законодательством, но в декабре 2015-го федеральным законом вновь введена норма о дополнительных гарантиях, в марте был принят областной закон по этому вопросу. Общественная палата Челябинска предлагает поддержать проект внесения изменений в Устав города».
Зато руководитель Ассоциации сельских образований и городских поселений Юрий Гурман не уверен в правильности таких мер.
«Это всё формальности, по большому счету. Новый закон предусматривает социальные гарантии должностным лицам, был давний спор на эту тему. В европейской хартии сказано, что труд работников органов местного самоуправления должен адекватно оплачиваться, но насколько эти компенсации уместны в наших условиях – это уже оценочный вопрос, а не правовой, – подчеркнул Юрий Гурман. – Конечно, можно сказать, что Евгений Тефтелев подстраховывается, но если закон позволяет – как не устроить такие вещи. На самом деле от самоуправления ничего не осталось и ничего не зависит, никакого самостоятельного регулирования. Хотя депутаты могли сказать, что в бюджете денег нет, а есть более важные вещи».
Собрания горожан
Изменения коснулись и статьи, в которой описываются условия проведения собрания челябинцев. Если раньше требовалось представить в гордуму только предлагаемый к рассмотрению вопрос и предложения по дате и времени проведения собрания, то теперь требуется обосновать необходимость рассмотрения вопроса на собрании граждан, указать место собрания и предполагаемую территорию города, в пределах которой предполагается провести собрание, а также контакты организаторов собрания.
Станислав Мошаров не считает это ужесточением: «Такое решение принято для удобства людей, которые будут подавать заявления о собрании граждан. Правила не ужесточаются, а конкретизируются. Иногда под тем или иным предлогом пытались отменить собрание граждан в конкретном месте. Теперь, когда заявка будет подана заранее, будет легче оценить, как сделать законно».
Юрий Гурман с ним не согласен и вновь называет принятые изменения формальностью: «По собраниям – это формальная часть, которая всё ужесточает. Такие формулировки могут распространяться на любые собрания. Вот вы помните хоть одно собрание граждан в нашем городе? Я тоже не помню. Всё это далеко не самоуправление граждан, а попытка администрирования территорий. Эксперты (даже судьи Конституционного суда!) не могут сказать точно, сколько было поправок к 131 закону – за изменениями в законодательстве уследить невозможно, и люди по этим законам не живут. Ни разу в истории России выборы не проходили по одному и тому же закону. У кого из челябинцев есть представления о собрании граждан? Это политический кризис, и он не только в стране, но и в городе».
Правки Устава
В последний раз дополнения в Устав Челябинска вносились год назад, когда город возвращался к одноглавой системе управления – уходил в прошлое сити-менеджер, полномочия главы города возвращались от спикера гордумы к главе городской администрации. Станислав Мошаров уточнил, что это не новая городская традиция – депутаты долго собирали поправки, чтобы обсудить их все разом.
По словам декана факультета экономики и права Челябинского филиала РАНХиГС Алексея Ильиных, который проводил независимую экспертизу проекта изменений Устава города, в дальнейшем перед депутатами гордумы и челябинцами возникнет проблема.
«У нас и так достаточно часто вносятся изменения в Устав, теперь это будет еще более динамично возникать, – отметил эксперт. – Речь идет о том, что Устав приводится в соответствие с федеральными законами. Это процедурный вопрос, подобных меропориятий будет достаточно много, так как законы меняются, а Устав должен соответствовать. Это проблема всех муниципалитетов – минюст указывает, что в Уставе должно быть прописано четко около 600 позиций, а законы меняют постоянно, и все муниципалитеты будут вынуждены вносить изменения в устав в порядке полномочий органов власти».
Депутат Владимир Бодров отметил, что несмотря на публикацию сообщений о предстоящем внесении изменений в Устав на сайте гордумы и в некоторых городских газетах, предложений от горожан не поступало, только от депутатов и первого вице-мэра Натальи Котовой. Но во время публичных слушаний поступило предложение от Алексея Ильиных.
«Расширяется перечень должностных лиц и есть предложение – сделать отдельную статью-перечень, который бы касался всех должностных лиц городского округа. Сейчас они разбиты по статьям. Смысл такой, что список есть по думе, а по другим органам он точечно прописан. Раньше была такая практика в уставах муниципальных образований, что отдельной статьей прописывался перечень должностных лиц муниципалитета. На юридический статус это не влияет, а для населения это более информативно».
Фото: Фото предоставлено пресс-службой Челябинской городской думы