Губернатор Челябинской области на пресс-конференции 20 декабря подвёл итоги года и обозначил планы на 2018-й. Борис Дубровский затронул темы экономики, подготовки южноуральской столицы к саммитам ШОС и БРИКС, экологии, проблему обманутых дольщиков, вспомнил о звонках Путина челябинцам во время ноябрьского визита в город. 74.ru провёл онлайн-репортаж из резиденции главы региона. Всё самое интересное — в нашем материале.
9:50 Напомним, предыдущая встреча губернатора с представителями СМИ состоялась 22 августа в многофункциональном центре «Территория бизнеса». Тогда в пресс-конференции поучаствовали 45 журналистов, общение с главой региона длилось порядка полутора часов. Борис Дубровский затронул проблемы транспорта, экономики и высказался за строительство Томинского ГОКа. Подробнее читайте в нашем онлайн-репортаже.
На пресс-конференцию губернатора аккредитованы 50 журналистов. Время общения не ограничено. Главное для главы региона — успеть на заседание, которое состоится в 13 часов.
Сотрудники холдинга «Гранада Пресс» принесли с собой разработанного в Челябинске робота «Квантум». Его запрограммировали на несколько вопросов Дубровскому, журналисты надеются, что хотя бы два он задаст.
Борис Дубровсий пришёл. Пресс-конференция начинается.
10:08 Борис Дубровский традиционно оглашает различные экономические показатели. Индексы промышленного производства, обрабатывающее производство, металлургия, производство одежды, мебели — почти везде прирост.
10:10 Дубровский также отмечает хорошие показатели по вводу жилья — более миллиона квадратных метров.
— Сильно радует динамика по вводу жилых домов. Начинаем возвращаться на позиции 2014 года, — отметил Дубровский.
10:11 Глава региона, читая по бумажке, переходит к средней по Челябинской области зарплате — она составляет 31 559 рублей.
Уровень безработицы 1,4%. Долг на текущий момент сократился на 4 миллиарда (с 28,5 млрд до 24,5 млрд). Уровень инвестиций в регионе оценивается в 195 миллиардов рублей.
Информацию о выбросе рутения-106 на Южном Урале губернатор назвал фейковой новостью: «наблюдали за рутением, но прежде узнали, как себя вести».
10:19 Последовал вопрос от робота. Дубровский поинтересовался, умеет ли тот двигаться. «Квантум» немного поездил по залу. Губернатор заулыбался и предложил продолжить работу.
10:20 Глава региона рассказал, что Челябинская область подписала соглашение с ММК по программе «Чистый воздух». Желает присоединиться к ней «Мечел».
— Год заканчивается, и заканчивается работа региона над разработкой по поручению президента. Мы точно не хуже других регионов. Я человек, который любит свой регион. Но я не понимаю излишнюю критику экологической ситуации в Челябинской области, — сказал Дубровский. — Люди верят этим суждениям и считают, что нельзя продолжать тут строить жизнь. Эту проблему надо решать, но не выпячивать её на первый план.
10:23 — Мне звонили люди, спрашивали, можно ли к нам приехать, — рассказал глава региона. Я разрешал. «А мой сын будет у вас учиться, это не опасно?» — спрашивали меня. Этот пузырь лопнет, если мы не прекратим паразитировать на этой тематике. Никто не думает, почему нас «Зелёный патруль» ставит в конец рейтинга. А почему? Потому что мы грязные? Нет, потому что мы больше всех об этом говорим!
10:26 Дубровского спросили про криптовалюту. Губернатор поблагодарил за вопрос, но сказал, что с ним не к нему. Признался, что следит за этой темой с интересом, но не имеет к ней никакого отношения.
— Вкладывать в неё или нет — это решение каждого. Зачастую, что сегодня модно — завтра очень смешно, — сказал Дубровский.
Задали вопрос про состояние промпроизводства.
— Мы близки к объёмам 2014 года, — ответил губернатор Челябинской области.
10:29 Инициативу о переносе заводов за город Дубровский назвал «красивым заявлением и не более того».
— Вынести за территорию Челябинска «Мечел» и ЧЭМК, наверное, можно, но сложно. Не думаю, что мы сможем этого дождаться, — сказал он. — Современные технологии позволяют иметь предприятиям дружественные отношения с территорией, на которой они находятся. Нужно искать решения на основании оценки качества воздуха в местах, где мы живём.
10:32 — Я настаиваю, что мы должны получить пилот по экологическому проекту. Мы должны сделать так, чтобы у Челябинска и Магнитогорска было светлое экологическое будущее, — заявил глава региона.
10:35 Глава региона сравнивает Челябинск с Верхним Уфалеем: «В Уфалее стало чище, но безработица стала выше. Эмоции у людей разные».
— Если бы мы знали, что предприятия не будет, готовились бы к этому, — сказал Дубровский. — Но мы были расслаблены. Предприятия нет — но стало чище. В Челябинске мы не должны такого допустить. Вынос предприятий за пределы города не должен сказаться на их работе.
10:37 Отвечая на вопрос о заводах, Дубровский вставлял ремарки, вроде «Сегодня будем говорить много об экологии?» или «Я очень долго отвечаю на вопрос о выносе предприятий», но тем не менее тщательно попытался обосновать свою позицию.
Шансы Челябинска на то, чтобы принять в 2020 году саммиты ШОС и БРИКС, Дубровский оценивает позитивно: подготовка ведётся, 15 января приезжает очередная проверяющая облётная группа.
— Верим, что по итогам её работы решение в нашу пользу получим, — сказал губернатор. — Здание конгресс-холла — внешне ничего не происходит, а документальная работа проводится масштабная.
10:46 Вопрос про перспективы высокоскоростной магистрали (ВСМ) Челябинск — Екатеринбург.
— Сильно встроены в эту работу, — сказал Дубровский. — По проекту, изначально она не проходила через Челябинск, но мы добились, чтобы попасть в него. Мы бы хотели иметь большую агломерацию с Екатеринбургом в часовой доступности. Кудрин (бывший министр финансов России. — Прим. ред.) сказал, что мы можем претендовать с Екатеринбургом на статус мировой агломерации. Важно, чтобы мы занимались ВСМ, а не коллеги из дружественных стран, тогда будем иметь загрузку на ближайшие 50 лет. Мы можем конкурировать за право участвовать в опережающем экономическом развитии. Есть всё для того, чтобы построить в срок. Агломерация, мобильность — выгода для населения.
Вопрос про челябинский смог, который наносит удар по имиджу области. Как развивать туризм?
Губернатор переспросил журналиста: «Вы согласны, что он ударяет по имиджу?»
— Я в это не верю. Мы ничем не хуже других территорий, — сказал Дубровский, повторяя вышесказанное. — Челябинская область по своим природным возможностям не хуже Швейцарии. Будем последовательно менять имидж Челябинской области.
10:53 Последовали вопросы от двух журналистов по имени Матвей. Губернатор решил разрядить обстановку. спросил, в каких годах они родились.
— Наверное, мода в то время была на эти имена. Ведь называют всех подряд Дарьями, Борисами.... — начал рассуждать Дубровский.
— Я с вами не об этом хотел поговорить, — сказал Матвей Кондрашов.
— А я хотел размяться, — ответил губернатор.
Наконец, вопрос: на этот раз о рейтинге экономическом.
— В 16-м и 15-м году было сложно давать оценки бизнес-среде в том состоянии, в котором она находилась. — сказал губернатор. — Сейчас начинаем выправлять ситуацию. Задача — войти в двадцатку. Я начинаю быстрее бегать, но конкуренты тоже. Мы всё должны улучшать. Попадём в десятку — тоже нужно будет работать. Лидером быть тяжело. Давайте дождёмся оглашения рейтинга, традиционно это пройдёт в Петербурге.
10:58 — Попадём в двадцатку — это наш успех. Не попадём — моя проблема, — сказал Дубровский.
11:03 Вопрос про поддержку жителей сельской местности.
— Я городской житель, металлург, производственник. Яркие фразы, что в деревне жизни нет, вселили в меня иллюзию, когда я четыре года назад начал этим всем заниматься, — признался Борис Дубровский. — Потом я понял, что сильно ошибался. Многие молодые люди создают фермерские хозяйства. В Верхнеуральске мы это наблюдаем. Люди организовывают доходный бизнес. Не надо считать, что в деревне люди не хотят вписываться в цифровую экономику. Они счастливы жить по-своему.
11:07 — За нашими цифрами роста стоят в немалой степени наши предприятия агропромышленного комплекса, — обратил внимание глава региона. — Там всё расписано до мелочей. Нас за три недели могут обучить там работать. Там хорошая заработная плата. Эти холдинги должны развиваться. В том числе за счёт освоения новых рынков. Надо заходить в Китай, Казахстан. Челябинскую область никогда не ассоциируют с АПК. Мы в зоне рискованного земледелия. Наше будущее — за высокими технологиями.
Последовал вопрос о звонках Путина челябинской дольщице и активисту «Стоп ГОКа». Дубровский налил себе водички.
— Пязок арестован, значит, есть основания по конкретным эпизодам, — сказал губернатор. — Меня как и до звонка беспокоят проблемы наших домов. Есть задержки ввода в эксплуатацию и эмоции дольщиков. Мы поддерживаем нового застройщика. В этом году один дом закончат. У «Гринфлайта» тоже эмоция снята. У нас хорошие люди, верят друг другу. По «Гринфлайту» было сложно искать решения, я чувствовал свою ответственность. Спад активности произошёл, когда объекты стали вводить в строй. Острота эмоции по «Речелстрою» была связана не со звонком президента — люди не могли реализовать свои права. Как только будут вводить дома, эмоция будет снята.
От проблем дольщиков — к теме переселенцев из ветхо-аварийного жилья.
— Мы вовремя закончили программу по переселению. Не у всех так, — подчеркнул Дубровский. — Теперь ждём, когда новая программа заработает. Мы бы хотели, чтобы нас поддержали на федеральном уровне деньгами. Есть ещё аварийное жильё, а местные бюджеты не позволяют решить по нему вопрос. В Копейске объявили торги на расселение. Возникла проблема. История в том, что в квартирах больше метров, чем у переселенцев. Сложность в том, что нет других предложений на рынке.
Переходим к политике. Вопрос губернатору: что он ждёт в 2018 году?
— Жду мартовских выборов, — сказал Дубровский. — Больше серьёзной активности происходить не будет. Он не закончится выборами, будет назначение правительства, аналитика — всё под этим меркнет.
Подводя политические итоги 2017-го, глава региона признался — удовлетворён тем, что год прошёл спокойно.
11:29 Вопрос о рекультивации коркинского разреза: если Томинский ГОК не построят, кто будет засыпать яму?
— Есть компания «Промрекультивация» — по Салтыкову-Щедрину, говорящее название, — сказал Дубровский. — У неё есть обязательства. Никаких других вариантов. Это крупная компания с устойчивым финансовым положением.
11:37 Вопрос о транспортных проблемах Челябинска и судьбе метро.
— Хотелось бы возобновить [строительство метро]. Спускался туда, — сказал Борис Дубровский. — Много инвестировали, но ещё больше требуется. Хотели бы попасть в федеральную программу, но таких сейчас нет. В своё время успели войти в ранее действующие. С точки зрения стратегии развития — подземный транспорт нам потребуется, чтобы превратиться в современный город. Задел есть. К сожалению, город занимался своей логикой, а метро строилось по той логике, которую в него закладывали при проектировании. Сейчас всё изменилось. Мы работаем над тем, чтобы встроиться в федеральную программу. Это будет полезно для города.
11:40 Последовал вопрос про обещание помочь рабочему во время приезда Путина на завод.
— Мы работали раньше над вопросом. В течение первого квартала, думаю, сможем помочь, — сказал губернатор.
Речь о земельном участке и финансовой компенсации за него.
Переходим к последнему вопросу. Какие события в уходящем году огорчили и порадовали губернатора?
— Главная хорошая новость — наши прогнозы по стабилизации экономики оправдались, — сказал Дубровский. — Огорчил коррупционный скандал (губернатор не стал уточнять, о ком идёт речь. — Прим. ред.) Слово «сильно» — не про меня. Меня ничто не может сильно огорчить или порадовать. Падать легко — подниматься непросто.
Вслед за «последним» Дубровскому успели задать ещё один вопрос — из Еткульского района про осетровый завод. Получится ли гостей саммитов ШОС и БРИКС накормить рыбой местного производства?
— Поддерживаем этот проект, — напомнил губернатор. — Это новая для нас технология. Промышленники готовы рисковать, и нам нужен такой лидер. А за ними начнут тиражировать другие. Место выбрано правильно, им повезло с водой, она там хорошая, это снизит их затраты. В 18-м году должны зарыбливать, к концу года должна появиться товарная рыба.
После того, как проект Томинского ГОКа начал обсуждаться на площадке Общественной палаты Челябинской области, одна из сторон назвала дискуссию неэффективной, назвала свои аргументы и собирается отказаться от обсуждения. Если дискуссии не получится, какое предложение готов сделать губернатор?
— Другую площадку. Как я могу заставить вести диалог? Надо уметь слушать не только себя. Это искусство