Светлана (имя изменено в связи с опасением героини репрессий со стороны властей к её семье) переехала в Белоруссию. Сейчас она находится в Минске, в тихом спокойном районе, но даже там слышны крики и сигналы машин, раздающиеся в центре города на акциях протеста против результатов выборов президента. Мобильной связи в Минске нет, заблокированы соцсети и мессенджеры. Несмотря на это, нам удалось связаться с ней. Приводим рассказ нашей землячки от первого лица.
У людей была надежда, что победит не [Александр] Лукашенко, поэтому много кто пошёл голосовать.
Вечером 9 августа, в день выборов, мы ходили к школе, в которой был избирательный участок. Его закрыли вовремя — в 20 часов, но рядом стояла недовольная толпа. Оказалось, что с участка выгнали тех, кто не успел проголосовать. Наблюдателей тоже отправили на улицу и начали подсчёт голосов без них.
Народ негодовал, хлопал, звал милицию и членов избирательной комиссии, чтобы они вышли к людям. Просили пустить наблюдателей и обещали после этого уйти. Чем всё закончилось — не знаю, мы ушли. Но факт в том, что вчера мы снова побывали у школы, хотели посмотреть результаты подсчёта голосов, но их не вывесили.
Глава ЦИК сказала: «Смиритесь и поздравьте президента». Но многие не согласны с результатами, поэтому выходят на улицу. Выборы у белорусов реально украли.
То, что происходит, жутко. Вчера силовики не стеснялись, били мирных демонстрантов, применяли светошумовые гранаты, резиновые пули, водомёты. Заблокирована мобильная передача данных, возможны только звонки. Домашний интернет не работает, заблокированы соцсети, YouTube.com, мессенджеры. Кое-как работает Telegram — его сложно заблокировать.
С продуктами здесь всё пока нормально. Мы с начала пандемии коронавируса заказываем доставку товаров из магазина. Она работает, но за наличный расчёт. Валюты в банках нет. И много где безналичный расчёт не принимают.
Сегодня ночью народ подготовился и пошёл не с пустыми руками, чтобы давать отпор силовикам, ОМОНу, спецподразделениям. Ночью даже по тревоге подняли армию. Кому-то в квартиру закинули газовую шашку.
Протестующие собирались в разных районах города и просто шли, кричали: «Уходи!» Размахивали флагами, сигналили из машин. Но их выхватывали из толпы, били, забирали в автозаки. Кого-то удавалось обратно вернуть, таксисты подвозили бинты, воду, еду, уводили раненых. Некоторые открывали подъезды, чтобы люди могли спрятаться от милиции.
Люди строили баррикады, машинами блокировали дороги, чтоб не проехали силовики, стреляли в них фейерверками. Среди демонстрантов много раненых, есть убитые.
Центр перекрыт силовиками, чтобы горожане не ехали туда. Вечером поезда в метро проезжали центр Минска без остановки по той же причине. Сейчас метро работает как обычно.
И сегодня началась бессрочная забастовка. Много кто не вышел на работу, а кто вышел — бастует на рабочем месте.
Срывается работа и из-за того, что нет интернета. От безделья люди тоже выходят на улицу. А ещё шутят: «Не дают следить за новостями в Сети, придётся пойти смотреть самим».
Вчера мы вышли погулять. У нас конечная станция метро, народу — море. Гуляют с детьми, парочками, в кафе свободных мест нет. Официант сказал, что так уже два дня.
В нашем районе нет беспорядков, но крики и сигналы машин слышны. Также нет связи. Провайдеры говорят, что интернета нет из-за DDoS-атак из-за границы. Но это враки. Просто заблокированы все неугодные сайты.
Мы смогли настроить интернет, молодёжь тоже быстро нашла лазейки. С родными в России получается связываться периодически, чтобы успокоить. С нами всё в порядке.
А вот с некоторыми знакомыми в Минске я не могу созвониться и списаться с 9 августа. Многие из них были в Сети последний раз именно в этот день.
Хотите поделиться новостью? Ждём ваши сообщения, фото и видео на почту редакции 74@rugion.ru, в нашу группу во «ВКонтакте», а также в WhatsApp, Viber или Telegram по номеру +7–93–23–0000–74. Телефон службы новостей 7–0000–74.